Размер шрифта
-
+

Проект «Историческая память» - стр. 18

На фасадах лопатки с полуколонками делят каждый фасад храма на три части и переходят в закомары. Многоступенчатая профилировка лопаток, перспективных порталов и оконных проемов создает впечатление пластичности здания. Аркатурный фриз расчленяет здание на два яруса и проходит по верху трех апсид, где часть колонок доходит до цоколя. В фигурных консолях фриза обильно применены женские маски и зооморфные мотивы. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов.

Идейным и композиционным центром пластического убора трех (кроме восточного) фасадов является фигура царя Давида. Он изображен молодым псалмопевцем, восседающим на «троне», у основания которого расположены львы, а по сторонам птицы. На левом колене Давид держит Псалтырь. В боковых закомарах представлены грифоны, символизирующие горний мир, внимающий псалмопевцу Давиду.


План церкви Покрова на Нерли


Выше аркатурно-колончатого пояса, над отливом, начинаются новые профили – закомар и окон. На апсидах аркатурно-колончатый пояс с поребриком расположен сверху; некоторые колонки пояса заменены полуколоннами, спускающимися до цоколя, что создает цельную и вертикально-ориентированную картину декора апсид.

Перспективные порталы храма Покрова украшены лиственными капителями и резными полуциркульными архивольтами.

В интерьере основной объем отделяется от алтарной части белокаменной алтарной преградой темплонного типа, состоящей из граненых столбов, эпистильного бруса и двух мозаичных икон между колоннами в центральной части иконостаса.


Церковь Покрова на Нерли. Фрагмент декора фасада


Крестчатые столбы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера. В пятах подпружных арок, имеются парные резные фигуры львов, выполненные из белого камня. Полы выполнены из белокаменных плит, двери двойные двустворчатые. Наружные полотна дверей – кованые металлические с накладными полосами, внутренние – деревянные с остеклением.

В 1954 г. начались реставрационные работы на памятнике, которые продолжались до 1956 г. и сопровождались раскопками под руководством Н. Н. Воронина. Реставрационными работами по восстановлению утрат южного портала и аркатурно-колончатого пояса руководил А. В. Столетов.

Исследования показали, что при строительстве храм был по всему периметру окружен галереей примерно двухметровой ширины. Наличие галерей доказывается обнаружением их фундаментов и, вероятно, принадлежащего им профилированного белокаменного блока. Но позднее, в исследованиях 1980-х гг. отвергается наличие галереи и предполагается существование высокой подпорной стенки.

Страница 18