Прочитай меня. От бессознательных привычек к осознанной жизни - стр. 3
Точно так же процесс нашего мышления и принятия решений происходит на заднем плане, неосознанно и автоматически – а формулировки мыслей, которые мы наблюдаем, это просто «мука, которая принимает форму дракона». Если ты много размышляешь, то ты замечал, что редко набредаешь на новые мысли – скорее, тебе удается сформулировать то, что ты до этого уже почувствовал и понял.
В действительности большая часть наших мыслей не появляются из ниоткуда, а просто подсвечивают те закономерности, которые мы уже почувствовали. Твоя голова – это словно неосвещенная фабрика, где постоянно происходит какая-то работа, а у тебя в руках есть фонарь, и когда ты светишь в какой-то угол, то появляются «мысли», результаты невидимых тобой процессов. Даже если ты умудрился подсветить фабрику во время «сборки материала», то основная часть работы всё равно происходит за пределами твоего фонарика.
Я играю на гитаре 16 лет и постоянно импровизирую. Стоит мне сочинить что-то новое и хорошее, как я, прислушавшись и подумав, вспоминаю около 5 работ, которые я неосознанно разобрал на фрагменты и собрал по-новому. Все мои новые фразы – это небольшие вариации на основе ранее услышанной музыки. Часто музыка рождается у композиторов не тогда, когда они подолгу сидят с инструментом и пытаются сочинять, а тогда, когда они послушали несколько альбомов непривычного для себя стиля.
Можно представить это в виде большой, случайным образом собранной внутренней мозаики, состоящей из всего, что мы видим и слышим. В этой мозаике есть множество картин с разными предметами и явлениями, и каждый новый опыт фрагментом музейного полотна встраивается во внутреннюю мозаику, создавая новое произведение.
И когда мне нужно выдумать изображение, я свечу на мозаику фонариком и вижу, что на ней – случайно собравшаяся из обрывков картина «Женщина с гитарой за спиной, которая смотрит на изогнутые часы». Даже творчество во многом происходит не в то время, когда мы сидим и морщим лоб, а само по себе, на фоне обычной жизнедеятельности.
Нидерландский психолог Альберт Дейкстерхус провёл немало экспериментов, в которых ставил людей перед сложными выборами с множеством переменных, и эти переменные никак нельзя было сознательно запомнить. Например, он давал им карточки с информацией о квартирах, и некоторые квартиры были лучше других, но заметить это помогло бы только длительное сопоставление фактов.
Одних испытуемых он просил выбрать квартиру сразу, как только они ознакомились с карточками, другим испытуемым давал время подумать. Третья же группа, хоть и получала время на размышления, должна была в это время решать никак не связанные с квартирами головоломки, тем самым не имея возможности думать по поводу карточек.