Размер шрифта
-
+

Пробуждение внутреннего героя. 12 архетипов, которые помогут раскрыть свою личность и найти путь - стр. 5

Эти внутренние проводники рядом с нами с незапамятных времен. Мы встречаем их в искусстве, литературе, мифах и религии. Они питают своей энергией коллективное бессознательное, общее для всех людей. Архетипы существуют как в душе каждого человека, так и вне ее. Они живут в нас, и, что важнее, мы живем в них. Поэтому мы можем легко установить с ними связь, обратившись внутрь себя (к нашим мечтам, фантазиям, а часто и поступкам) или к внешним источникам (к мифам, легендам, искусству, литературе и религии или же небесным светилам, птицам и животным – как это было принято в язычестве).

У каждого из нас может быть собственное представление об архетипах. Мне известны по меньшей мере пять разных интерпретаций.

1. Духовные искатели могут воспринимать архетипы как богов и богинь, которые присутствуют в коллективном бессознательном и которыми мы пренебрегаем на свой страх и риск.

2. Рационально мыслящие люди обычно с подозрением относятся к любой мистике. Они могут воспринимать архетипы как парадигмы или метафоры, позволяющие интерпретировать ситуацию, или скрытые паттерны мышления, влияющие на наше мировосприятие.

3. Ученые могут рассматривать архетипы как голограммы, которые окружают нас повсюду. Изучая устройство голограммы, современная наука подтверждает духовный взгляд на наличие связи между макрокосмом и микрокосмом[5]. Например, в психологии индивидуальные психические процессы рассматриваются как часть групповых.

Физики узнают многое о свойствах мельчайших субатомных частиц по следам, которые те оставляют. Психологи и представители других наук изучают архетипы по их следам в искусстве, литературе, мифологии и сновидениях. Карл Юнг[6] отмечал, что архетипические образы, которые часто снились его пациентам, можно найти в древних мифах, легендах и изобразительном искусстве.

4. Люди, верующие в единого Бога, могут отделять духовную истину монотеизма от множественности психологических истин архетипов. Господь, которого мы имеем в виду, говоря о едином Боге, находится за пределами человеческой способности представить и охарактеризовать Его. Архетипы подобны разным граням этого Бога, что позволяет психике охватить божественную, нуминозную[7] реальность. Однако некоторые люди настолько преданы монотеистической идее, что их представление о Боге сужено до одного архетипа – например, Он видится им старцем с развевающейся белой бородой. Такие люди невольно закрываются от погружения в нуминозное таинство, более глубокое, чем способен передать любой образ.

Даже в христианстве – относительно новой монотеистической религии – божественная истина воплощена в концепции Троицы. Более того, многие современные теологи добавляют женскую ипостась к традиционному триединству Отца, Сына и Святого Духа. В буддизме божественное начало складывается из сорока, четырехсот и четырех тысяч воплощений божества, у каждого из которых есть имя и собственная история. Таким образом, архетипы помогают нам соединиться с вечным. Они делают великие тайны более доступными, предоставляя нашему разуму множество образов для осмысления.

Страница 5