Размер шрифта
-
+

Пробуждение внутреннего героя. 12 архетипов, которые помогут раскрыть свою личность и найти путь - стр. 22


Сирота

Как только Простодушный выбирает маску, внутренний Сирота, который умеет выживать и немного циничен, оценивает ситуацию. Он решает, какими из качеств придется пожертвовать, чтобы воплотить новую персону. Если это образ консервативного человека, надо поступиться яркостью, а если образ преступника – тогда не остается места заботе о других. Или же Сирота может рассудить так: «Моя старшая сестра самая умная, а брат талантливый. Тогда я буду самым общительным», – тем самым подавляя интеллект и талант в угоду обаянию и харизме.

Также Сирота учится распознавать и, таким образом, избегать ситуаций и людей, способных причинить боль, – от хулигана до потенциального похитителя на улице или абьюзивного члена семьи. Он пытается прийти на помощь, чтобы нас не бросили, не ранили или не сделали жертвой. Для этого он может использовать знания, о существовании которых персона порой даже не догадывается. Таким образом, Сирота становится тайным и важным, но при этом скрытым помощником.

У всех нас есть множество осиротевших или изгнанных Я, живущих в личном бессознательном. Многие из них могут быть осознанно интегрированы с помощью анализа[13] и других форм терапии и значительно обогатить наш внутренний мир. Другие так и останутся в области бессознательного или в пограничной зоне. Мы можем знать об их существовании, но, если мы не одобряем их (порой справедливо), они не получают свободы действий. Мы также можем редко проявлять их из-за принятых культурных норм.


Воин

Ид[14] – это примитивная инстинктивная часть психики, которая содержит сексуальные и агрессивные влечения, скрытые воспоминания. Это «великий резервуар либидо» – энергии желания, обычно воспринимаемой как сексуальная по своей природе, – а также жизненных инстинктов, которые постоянно стремятся к обновлению жизни. Эго отделено от Ид, и его задача – осуществлять контроль. На самом деле, его цели не так уж сильно отличаются. Эго хочет удовлетворить свои потребности, но заботится и о том, как они будут удовлетворены. Оно выступает посредником между Ид и внешним миром, обеспечивая рациональное ограничение, позволяющее сосредоточиться и обуздать желания Ид. Именно Воин помогает справиться с этой задачей.

У Воина есть меч, чтобы отсечь все, что, как ему кажется, угрожает телу, зарождению Эго, целостности и, в конце концов, истинной Самости.

Когда Воин действует строго в наших интересах, это помогает развивать силу Эго. Когда он побуждает нас поступать высоконравственно или помогать другим, это способствует развитию Суперэго. На более низких уровнях Суперэго определяется ценностями родителей и общества, а также их представлениями о том, что может быть правильно для других. Их мнения формируют идеальное Эго. Этот идеал может быть репрессивным для нас, потому что мы склонны подавлять или отрицать те элементы собственной природы, которые ему не соответствуют. Принимая эти установки, Суперэго может наказывать нас, когда мы их нарушаем. Например, если мы состоим в отношениях, которые Суперэго не одобряет, мы можем заболеть или бессознательно саботировать отношения, чтобы наказать себя за отклонение от идеала Эго. На более высоком уровне Суперэго отражает наши собственные ценности, а не только ценности родителей или культуры, и по сути очень напоминает совесть.

Страница 22