Проблемы русского космизма. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2013 - стр. 8
В этих словах – «вызывать к грядущему то, что миновало» – заключена мысль о непрерываемости жизни: сиявшее прежде отживает, но перед этим позволяет вызреть и взойти новому.
Когда В.С.Соловьеву было девять лет, с ним произошло нечто необъяснимое. В церкви во время утренней пасхальной молитвы он вдруг увидел, что огоньки лампад стали не видны, все вокруг осветилось каким-то неземным светом, и образ Божией Матери, перед иконой которой он молился, вдруг обратился в образ живой женщины – Она взглянула на него очень ласково и благословила. В течение жизни Богоматерь являлась ему трижды. Второй раз это произошло, когда он, студент Кембриджа, писал диссертацию. И еще раз в Египте: когда он заблудился в пустыне, Она указала ему верный путь. Эти случаи послужили основой для одного из самых лучших его произведений – поэмы «Три свидания».
Александр Блок считал себя учеником Владимира Соловьева, хотя они не встречались. Вот стихотворение Блока, которое фактически является копией жизненной позиции Соловьева:
«О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены» – этим образом, образом Богоматери, Софии, пронизано все творчество поэтов Серебряного века, и прежде всего Соловьева, – божественная, неземная красота, которая украшает и наполняет смыслом и любовью жизнь человека.
Будучи адъюнктом в Военном институте иностранных языков (я там проходил один тур и писал кандидатскую диссертацию), я получил возможность познакомиться с творчеством Соловьева и еще тогда обратил внимание на то, что у него очень много общего с индийским религиозным символизмом. Моя диссертация была посвящена сравнительному анализу европейского романтизма английских поэтов-романтиков Китса, Водсворта, Теннисона, Браунинга, Шелли, которые оказали большое влияние на творчество Тагора и индийских поэтов-романтиков. И в индийской поэзии я вдруг увидел что-то очень близкое мне, то, что читал у Соловьева.