Проблемы нравственной и этической психологии в современной России - стр. 2
Нельзя отрицать, что многие основания нравственной психологии были выстроены в западной психологической науке. Но как это обычно бывает, осознание определяющего значения нравственного закона приходило к ученым после серьезных испытаний. Виктор Франкл пережил концлагерь и на опыте понял, что именно помогает оставаться человеком в нечеловеческих условиях. Лоуренс Колберг пришел к своим моральным дилеммам, потрясенный событиями Второй мировой войны. Время после потрясений благоприятно для переосмысления основ жизни.
Главная идея в работе М. И. Воловиковой состоит в том, что достижения, методы и перспективы психологии следует рассмотреть через призму нравственных заповедей, а также собрать в новом направлении то, что было изучено и открыто в различных областях психологической науки, обобщив и взаимно обогатив эти области. Содержание данной статьи приглашает к обсуждению проблемы, а не констатирует ее решение.
Вторая статья принадлежит перу основателя направления «этическая психология» Л. М. Попову. Автор скорректировал ее название как «Нравственно-этическая психология: предмет и методы исследования» и представил развернутое обоснование данного направления, укорененного в представлениях российских мыслителей прошлых веков о нравственности и человечности. Термин «человечность» является основополагающим в концепции Попова. Им и его сотрудниками разработана методика «Добро-Зло» (ДЗ), позволяющая диагностировать нравственно-этическое состояние человека относительно его выбора в сторону добра или в сторону зла. В методику включены вопросы, основанные на соблюдении важных этических правил, помогающих устроению человеческих отношений на принципах добра. Сегодня это уникальная методика, аналогов которой мы не знаем. С ее помощью проведен ряд исследований, часть из которых представлена и в настоящей статье.
В качестве составляющих нравственно-этической психологии автором выделены нравственно-этическое сознание, средства проявления нравственно-этического сознания в рамках поведенческого, взаимодействие с миром и с самим собой, а также системы ценностей и мотивов. Человек рассматривается в данной концепции как духовное существо, носитель нравственно-этического сознания, берущий на себя ответственность за все происходящее вокруг. Объясняя название «этическая психология», Л. М. Попов говорит о том, что термин «этическая» происходит от этики как науки о морали (нравственности), «в центре которой стоит изучение обычаев, привычек, нравов, выработанных временем приемлемых способов общения между людьми внутри сообществ различного уровня: от семьи до объединения наций».