Размер шрифта
-
+

Проблематика войны в гуманитарных науках - стр. 24

. Однако в конце 1950-х гг. там были захоронены и останки погибших за Республику. Эта задумка не афишировалась, но к открытию мемориала в 1959 г. все карты пришлось открыть. Власти решили показать стране, что ради преодоления раскола между «двумя Испаниями» они готовы через 20 лет примириться с некоторыми из мертвых. Еще в мае 1958 г. на страницах газеты «ABC» родственникам погибших во время гражданской войны предлагали перезахоронить останки близких в Долине павших. Уже в первом абзаце этой заметки сообщалось, что главной идеей мемориала было создание усыпальницы для «тех, кто принес себя в жертву Богу и Испании, и тех, кто погиб во время Крусады, независимо от лагеря, в котором они сражались»[90]. Единственным условием было то, что погибшие должны были быть испанцами и католиками. Эта заметка появилась мае, а уже через несколько дней, 9 июня, Франко заявил своему двоюродному брату Сальгадо Араухо: «Среди красных было много тех, кто сражался, так как выполнял свой долг перед Республикой, а также тех, кто был мобилизован насильственно. Монумент возведен не для того, чтобы продолжать разделять испанцев на две непримиримые группы. Он создан, и это всегда было моей задумкой, в качестве напоминания о победе над коммунизмом, который стремился к господству над Испанией. Так оправдалось мое желание – похоронить павших католиков из двух лагерей»[91]. Таким образом, примирение предлагалось распространить лишь на часть бывших противников. Коммунисты же продолжали оставаться врагами режима. В статье, которую Франко опубликовал в партийной газете «Arriba» об этом монументе, он также писал об идее примирения: «Священный долг чтить память наших героев и наших мучеников обязан сопровождаться идеей прощения, которую внушает нам евангельское послание»[92]. В то же время надо отметить, что лицемерие режима заключалась в том, что строили этот монумент пленные республиканцы, многие из которых умерли от непосильного труда. Однако для нас главное, что это был первый серьезный идеологический шаг к отходу от бескомпромиссного деления на своих и чужих. То есть такой мировоззренческой позиции, которая проистекала из первоначального определения войны, как священной борьбы добра со злом.

Постепенно даже чисто военные темы стали приобретать более мирный оттенок. В начале это были единичные случаи. Так, во время празднование победы в 1960 г. впервые в небо выпустили голубей мира, которые, как говорил диктор за кадром, являлись «символом национальной интеграции»[93].

Другим примером того, как менялось использование темы войны в идеологии франкизма стали торжества по случаю «25 лет мира». Главным организатором торжеств был Мануэль Фрага Ирибарне, ставший министром туризма и информации с 1962 г. По замыслу устроителей, праздник призван был подчеркнуть не победу в войне, а мир, который удавалось поддерживать. Об этом свидетельствует хотя бы официальное название праздника. На сей раз тема гражданской войны была отодвинута на второй план настолько, насколько это было возможно. Пропагандистская кампания оставила в стороне традиционные темы: «крусаду», коварные планы масонов и коммунистов и т. д. Акцент был смещен в сторону вопросов более нейтральных, способствовавших примирению в стране: к примеру, говорилось об улучшении экономической и социальной ситуации. В течении всего года в стране проводилось множество мероприятий, приуроченных к этой круглой дате: прошла выставка плакатов под названием «Испания в мире» («España en Paz»), собранных затем в книгу «Да здравствует мир» («Viva la Paz»); была проведена особая лотерея

Страница 24