Размер шрифта
-
+

Проблематика войны в гуманитарных науках - стр. 12

Приводимые ниже таблицы ярко иллюстрируют это.


Таблица 4. Категории потерь в списках «Книги памяти нижегородцев ― нижних чинов российской армии и флота, убитых, умерших, пропавших без вести в годы Первой мировой войны»



Таблица 5. Категории потерь нижних чинов в списках «Воронежской книги памяти»

>33Пропал без вести в 1914 г., ― 1917 г., «год неизвестен», считался пропавшим на 1918–1921 гг., «остался на поле сражения». Сюда так же включены: Вавин Сем. Ив. из Макарьевского уезда, который пропал без вести в период с 9 по 10 декабря 1914 г. (эти данные не пропечатались) и Корсаков Федор Иванов. из Семеновского уезда, судьба которого не установлена.

>34Попал в плен в 1914 г. – 1917 г., «год не известен», «считался находившемся в плену» в 1918 г., 1921 г..

>35Умер от ран в 1914 г., ― 1918 г., «год неизвестен», «от несчастного случая».

>36Умер от болезни: чахотки, оспы, столбняка, воспаления легких, дизентерии, бронхита, от паралича сердца, от брюшного тифа, от холеры, перитонита; в госпитале, в госпитале от гангрены, исключен из списков батареи как отправленный на лечение и не вернувшийся.

>37Умер в плену в 1915 г. ― 1917 г., «год неизвестен», «от туберкулеза», «от воспаления мозговой оболочки», «в резервном госпитале», «в креп. Госпитале», «в лазарете», «в лагере», «от воспаления слеп. кишки», «от холеры».


Особо следует отметить, что из многотысячного списка, приведенного в Книгах памяти лишь у двоих из Нижегородской указано «отстал» ― это Соболев И. И. уроженец Горбатовского уезда и Горичев Н. В. из Нижегородского уезда[39]. Даже если предположить, что они умышленно покинули войска ― то их поступок носит явно исключительный характер.


Еще более уникальным представляется случай самоубийства «молодого солдата» 114-го запасного батальона Балова Константина «из крестьян Покровской волости Нижегородского уезда»[40]. В последующие войны данные случаи будут носить уже, в той или иной мере, массовый характер.

Помимо звания, семейного положения и др., в Книгах памяти отмечалось и вероисповедание. Основная масса нижних чинов были православными, однако встречаются и мусульмане, единоверцы, старообрядцы, иудеи, католики, протестанты. Однако в архивных и особенно в печатных материалах конфессиональная принадлежность отражалась далеко не всегда.


Таблица 6. Вероисповедание персоналий в списках «Книги памяти нижегородцев…»


Таблица 7. Вероисповедание нижних чинов в списках «Воронежской книги памяти»


Как правило, в сохранившихся архивных документах указано семейное положение погибших, пропавших без вести и т. д. В то же время, в провинциальных газетных публикациях это не повсеместно нашло свое должное отражение. Поэтому цифры, приведенные ниже нужно воспринимать с определенной долей условности.

Страница 12