Про Макаревича, Пугачеву, Дзюбу, футбол, рок-н-ролл, «совков», «ватников» и Homo Sapiens - стр. 14
А ту, «советскую Пугачеву» я слушать буду. С Макаревичем, конечно, сложнее, хотя со студенческих времен с десяток песен на гитаре наиграю легко. Всем добра и мира, берегите себя.
18 января 2017 года
Глава 3. А был ли «совок»? Сумбурные мысли по поводу затасканного термина
«Совок» – пейоративное жаргонное название Советского Союза, советского человека (ср. близкое по смыслу Homo Soveticus), а также советской действительности в целом. Из Википедии.
Мне кажется, сейчас термин «совок» окончательно оформился как понятие в основном презрительное. В новейшей нашей истории, по замыслу либералов, характеризующее людей «несвободных», не имеющих своей индивидуальности, своего мнения. Как правило, «совок» (он же «быдло», он же «анчоус» и т.д.), это безропотный винтик, поклонник государственной машины и т. д. И очень ловко из этого получается, что это и есть нынче патриотически настроенный гражданин. Недаром, на многих украинских форумах во время переворота 2013 года утверждалось, что там идет не борьба «бандеровцев» с «русскими», а борьба «совка» и «несовка». Получается, что термин, так сказать, наследовал традиционное деление наших сограждан на «западников» и «почвенников», «русофобов» и «славянофилов», на «быдло» и «креативный класс».
В современной версии российского кинематографа, разделение на «совков» и некую элиту, на «серую массу» и яркие индивидуальности в СССР имело довольно простой критерий – любишь западную музыку и шмотки, читаешь самиздат, презираешь советскую власть – вот ты и личность. Остальное – серая масса. Это в той или иной степени отражено в фильмах «Стиляги», «Оттепель», «Фарца», «Таинственная страсть». Это так сказать симметричный ответ на клише советской пропаганды – «сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». На самом деле, не все было так просто.
Надо сказать, что автор, исходя из данных критериев, «совком» вроде бы не являлся. Еще в школе увлекся западной рок-музыкой, занимался перепродажей «дисков», т.е. в какой-то степени, фарцевал. К тому же, в городе, где я жил, во времена СССР существовало четкое разделение на «академию» и весь остальной, «рабочий мир». Дело в том, что у нас существовал филиал Академии Наук СССР. С него вообще-то город и начался, когда один академик нашел в наших краях «камень плодородия». Ну а потом приехали строители, работники рудников, обогатительных фабрик, ГРЭС и т. д. И получился город ученых и рабочих. В моей школе учились дети и тех и других. И вот, надо сказать честно, это разделение на «пролетариат» и «академию» тогда хорошо чувствовалось. Когда учились, в рабочих семьях сквозило к нам, «академическим» некое снисхождение, что ли. И, что особенно бросалось в глаза – резкий контраст быта! В наших, «академических» домах, как правило, царил «творческий беспорядок». И книги. Полные стеллажи книг! В рабочих квартирах был порядок, близкий к идеальному. Плюнуть некуда. В буквальном смысле слова. И книг – с десяток. Или вообще нет. Поразил отец одноклассника. Спросил меня – «Ты книги собираешь?». «Это как?» – говорю. Он – «Ну, я вот собираю. Пикуля. Вон – полка». В наших квартирах – сиди, где хочешь, ходи, где хочешь. В «рабочих» – некоторое кресла и диваны были табу – садиться ни-ни, еще и целлофаном покрыты. Ну и наших родителей («академиков») они («рабочие» родители одноклассников) – разгильдяями считали. И в общем-то бездельниками.