Призвание: путеводная загадка. Разгадывать и осуществляться - стр. 8
И вместе с тем правильнее назвать всё это педагогическим призванием, супружеским, материнским, дочерним – каждое из которых было осуществлено на выкладку. В этом можно убедиться, прочитав её дневниково-мемуарную книгу (Мария Кротова «Бавыкинский дневник»; см. ссылку в Приложении), оставленную нам в виде стопки школьных тетрадок с записями последних лет жизни.
Чувство призвания может вырасти из социального чувства, если ради него человек готов пойти на баррикады. Из чувства прекрасного, которое раскрывает человека в том или ином виде искусства. Из чувства веры, которое может побуждать к проповеди или к служению обездоленным.
Так что не в названиях дело, а в том, что становится движущей силой, определяющей твою судьбу.
Содействие и противодействие
Озираясь во внутреннем мире, чувству призвания надо понять, какие из твоих существующих чувств могут принести ему первые догадки о том, к чему стремиться. Но, кроме этого, важны и сами взаимоотношения с другими жителями души.
Не уходя в многообразные подробности этих взаимоотношений между чувствами, посмотрим на то, какой помощи для осознания своего призвания можно ожидать с их стороны. И наоборот – на то, какие затруднения могут причинять некоторые из них.
Помогают чувства-подсказчики, свидетельствующие о том, что тебе по душе, а значит на это надо обратить особое внимание. Если, например, чувство прекрасного побуждает тебя рисовать или петь. Некоторые из подсказчиков могут оказаться даже союзниками, заинтересованными в общем направлении развития. Скажем, активное чувство логики будет радо и увлечению шахматами, и занятиям математикой, и другим делам, подразумевающим сосредоточенные размышления.
Однако встречаются среди чувств и конкуренты, старающиеся переключать твоё внимание с поиска призвания на решение других проблем. Таким конкурентом может оказаться чувство родства или чувство дружбы, порою побуждающее тебя руководствоваться предпочтениями другого вместо определения собственного пути.
Могут встретиться даже откровенные противники – например, чувство долга, внушённое тебе извне и противодействующее всякому твоему самовыражению.
Не так-то просто решать конфликты между своими чувствами. А впереди ещё много возможных внешних препятствий, которые могут показаться неодолимыми. Но со всеми ними хватит сил управиться, если не будет внутреннего разлада. Вот почему стоит начинать свои поиски призвания с решения внутренних трений. Пусть не всех (это редко у кого получается), но хотя бы наиболее серьёзных.
Человек, сумевший минимизировать трения между своими чувствами, сможет направить все силы на поиски и осуществление того главного, что может делать в жизни. Такой