Притчи@ру. 77 сентиментальных историй - стр. 7
Однажды один боец, известный своей агрессивностью и неуважением к людям, зашел в дом старого самурая. Он был еще известен тем, что применял технику провокаций, и ожидал, пока противник сделает первое движение, затем, благодаря своему таланту видеть ошибки, контратаковал с бешеной скоростью. Молодой и горячий боец никогда не проиграл ни одного боя. Зная репутацию старого самурая, он пришел, чтобы победить его и приумножить свою славу.
Ученики дзен, находившиеся в этот момент в доме своего Учителя, пытались отговорить старого мастера от поединка, но тот лишь улыбался.
Все собрались на городской площади, где молодой боец начал провоцировать старого. Сначала он бросал в старого самурая камни, потом плевал в лицо, выкрикивал все известные грязные ругательства, включая оскорбления всех предков старика. В течение нескольких часов он делал все возможное, чтобы вывести противника из себя, но тот оставался невозмутимым. В конце дня раздраженный, уставший и униженный, молодой боец ушел с площади. Удивленные тем, что их Учитель вынес столько оскорблений и провокаций, ученики спросили:
– Как вы могли выдержать это? Почему вы не воспользовались своим мечом, понимая, что лучше проиграть поединок, чем выглядеть трусом перед всеми нами?
Старый самурай ответил:
– Если кто-то подойдет к тебе с подарком и ты его не примешь, кому будет принадлежать подарок?
– Конечно же тому, кто старался вручить его, – ответил один из учеников.
– То же самое касается зависти, ненависти и ругательств, – продолжал Учитель, – когда они не приняты, продолжают принадлежать тому, кто их принес.
Никто не может заставить нас чувствовать себя плохо, нападая или оскорбляя нас: только мы сами решаем, как относиться к чужим словам. Поэтому не надо никого обвинять в своих переживаниях: мы сами выращиваем их в себе.
Три сита
Молодой ученик одного известного философа пришел к нему в дом и сказал:
– Знаете, Учитель, один ваш друг говорил о вас очень плохо.
– Подожди! – перебил его философ. – Ты уже просеял через три сита то, что собираешься рассказать мне?
– Через три сита?
– Да. Первое сито – это правда. Ты уверен в том, что твой рассказ достоверен?
– Но я слышал, как это комментировали некоторые соседи…
– Тогда, по меньшей мере, ты должен был просеять это через второе сито, которым является доброта. То, что ты собираешься сказать мне, хорошо для кого-то?
– Нет, ни для кого. Наоборот…
– Надо же! И последнее сито – это необходимость. Так ли необходимо мне знать то, что тебя обеспокоило?
– На самом деле, нет.
– Тогда, – сказал, улыбаясь, философ, – если это не правдиво, нехорошо и не необходимо – забудь об этом!