Размер шрифта
-
+

Притчи православия - стр. 2

И, приступив, ученики сказали Ему:

– Для чего притчами говоришь им?

Он сказал им в ответ:

– Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

(Евангелие от Матфея, глава 13, стихи 2–23)


Эта притча Христова – первая по времени из рассказанных Спасителем. Она передана также у евангелистов Марка (Мк. 4, 1–10) и Луки (Лк. 8, 4–15). Это одна из редких притч Евангелия, которую Господь растолковывает Сам, и говорит она сама о себе – о слове Божием. В этой притче «Сеятель» – Иисус Христос; «семя» – слово Божие, а «земля», «почва» – сердце человеческое. Христос всюду сеял слово Божие, – в селах, городах, и в пустынях, и на море. Он избрал апостолов, чтобы и они сеяли слово Божие. Апостолы себе поставили преемников – епископов и пресвитеров, которые продолжали и продолжают по сей день миссионерский труд по распространению, сеянию Божьего слова. Церковь продолжает дело Христа на земле – сеять в наши сердца слово Божие.

Здесь же Спаситель дает и ответ на то, для чего он избирал форму притчи для Своих поучений. И сами притчи, и их воздействие на человека многослойны, многозначны. Святитель Иоанн Златоуст в беседе на 44-й Псалом говорит: «…Так как речь легкая для разумения доводит многих до невнимательности, то он и говорит притчею… Притча отличает слушателя достойного от недостойного; достойный старается узнать смысл сказанного, а недостойный оставляет его без внимания… Прикровенная речь вообще может сильно побуждать к исследованию».

Страница 2