Размер шрифта
-
+

Принцип формального равенства и взаимное признание права. Коллективная монография - стр. 25

. «Лишь формальная определенность нормы, – писал Л. И. Спиридонов, – придает ей способность быть масштабом поведения, мерой свободы человека и правомерности его требований к другим субъектам»>84. При этом в частном праве правовой масштаб поведения субъектов менее детализирован в нормах закона, чем в публично-правовой сфере, особенно в части юридического закрепления компетенции государственных органов и должностных лиц.

Общеобязательность нормы права связана с ее общим характером. Являясь институтом социальной интеграции (взаимодействия) право должно выражать равный для всех масштаб свободы, единый правовой порядок отношений и, следовательно, единую правовую законность. Субъекты права, взаимно признавая права и обязанности друг друга, формально (юридически) равны между собой>85. «Общеобязательность норм, – писал Л. И. Спиридонов, – очевидно, связана и с признаком равенства субъектов юридического общения, внутренне присущим праву…»>86. Поэтому правовые нормы в равной мере обязательны для всех участников общественных отношений. Каждый, кто оказался в определенной сфере правоотношений, обязан руководствоваться тем масштабом (эталоном) поведения, который установлен юридическими нормами в этой сфере>87. В этом смысле нормы права выступают как некое надындивидуальное начало. Они всегда уравнивают, нивелируют индивидуальные особенности и обстоятельства. Один человек, не равный другому физически, психологически, экономически и т. п., посредством норм, о которых идет речь, взаимодействует с другими людьми как с равными субъектами. Такие нормы общеобязательны потому, что выступают средством объединения людей>88.

Исходя из презумпции признания (легитимации) нормы права субъектами общественных отношений, предполагается, что, как и другие социальные нормы, нормы права реализуются индивидами добровольно. При этом люди в ряде случаев точно не знают конкретные юридические правила и руководствуются стереотипами – подражают сложившимся в общественном правосознании и национальной правовой культуре образцам поведения. В формировании подобных стереотипов большая роль принадлежит принципам права. Поэтому правовое регулирование прежде всего обеспечивается посредством социального признания права в качестве ценности культуры данного общества, общезначимого справедливого регулятора социальных отношений>89. Привлечение правонарушителя к юридической ответственности и применение к нему государственного принуждения – крайняя мера обеспечения действия нормы права и защиты прав человека.

Вопрос о правовом равенстве, о равенстве в свободе является центральным в либертарной теории права, относящейся к юридической (естественно-правовой) традиции. «Базовой телеологической ценностью, обеспечиваемой правовым регулированием, здесь признается личная свобода, – пишет Н. В. Варламова. – Общество, заинтересованное в сохранении свободы всех (большинства, многих, некоторых) участников социального взаимодействия, должно найти способ, позволяющий, говоря словами И. Канта, совместить произвол (свободу) одного лица с произволом (свободой) другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Им и выступает право, предполагающее нормирование и формализацию свободы на основе всеобщего масштаба и равной меры. В целях обеспечения свободы всех участников социального общения право упорядочивает его на основе принципа формального равенства, абстрагируясь от исходных различий, присущих людям, и признавая их формально равными и свободными субъектами»

Страница 25