Примирить душу и тело. Телесные практики для жизни без болезней и стресса - стр. 4
Китайский символ «целого и неделимого человека» представляет собой существо, находящееся в полной гармонии с самим собой и миром. Человек здоров, когда он уравновешен по трем уровням – квадрату, кресту и кругу:
• квадрат олицетворяет тело;
• крест символизирует рассудок;
• круг воплощает душу.
«Если есть дисгармония энергии на этих трех уровнях, мы заболеваем», – учат нас китайцы. Болезни чаще всего возникают из-за нарушения равновесия в психической и духовной сферах. Результат – такие симптомы, как боли в спине, желудке и другие психосоматические заболевания. В нашем обществе, где главенствует материализм, квадрату отдается преобладающее значение, что приводит к нарушению равновесия. Цель софрологии и динамической релаксации – восстановление равновесия на этих трех уровнях при помощи различных упражнений на основе дыхания и визуализации, которые вы найдете в этой книге.
Упражнения в книге либо динамические – их нужно делать стоя, либо статические – их рекомендуем делать сидя или лежа.
Что такое динамическая релаксация
Релаксация уравновешивает тело и разум. Она состоит из четырех ступеней. Каждая ступень – это определенные упражнения: для тела, чувств, эмоций, дыхания, визуализации и ментального расслабления. Такое общение с самим собой развивает чувственное восприятие, активирует позитивное мышление и открытость к окружающим.
1-я ступень динамической релаксации касается тела. Его символично представляют в виде квадрата. Эта ступень соблюдает основные принципы хатха-йоги: осознанное движение, концентрация, глубокая релаксация между движениями и внимание к ощущениям в теле. Речь идет не об изменении сознания, а о том, чтобы через движения тела чувствовать его, сосредоточившись на внутренних ощущениях. Упражнения, как правило, медленные и плавные. Они наполняют кислородом наиболее пассивные участки тела и приводят его в состояние покоя.
Цель: ослабить напряженные участки тела, укрепить его, наладить контакт с самим собой.
2-я ступень исходит от тибетского буддизма. Она затрагивает сердце, которое принято представлять в виде креста. Практики второй ступени выполняют сидя и особое внимание уделяют эмоциям. Эта ступень состоит из двух частей. Первая часть созерцательная: тело рассматривается как объект визуализации и созерцания, мы учимся принимать его, любить, больше заботиться о нем. Вторая часть посвящена усовершенствованию и достижению гармонии пяти органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Именно через них мы получаем эмоции и развиваем другие виды восприятия: интуицию, воображение, творчество и т. д.