Приглашение в социологию эмоций - стр. 8
Понятие нормы – это только один из способов (и в любом случае не единственный), с помощью которого социологи могут выделить социальные, а не биологические измерения человеческих эмоций. В гл. 3–6 содержатся другие понятия и теории, которые подвергают сомнению или дополняют чисто биологический подход к эмоциям.
– Являются ли эмоции автоматизмами и неизбежными состояниями?
– Нет, эмоции часто бывают неопределенными и поддаются влиянию.
Третье препятствие на пути социологического изучения эмоций – склонность трактовать чувства как неизбежные и автоматические реакции. Это представление, безусловно, коренится в биологическом подходе к эмоциям, хотя и не всегда. Вы обнаружите его, когда в очередной раз услышите, как люди говорят, что «совершенно естественно…» переживать какую-либо эмоцию – такую как глубокая печаль после потери любимого человека, раздражение, когда стоишь в пробках, или ревность, когда супруг(а) проводит время с привлекательной персоной. Прислушайтесь также к пословицам и моральным максимам, которые содержат представление о неотвратимой последовательности эмоций и соответствующего поведения: «Сердцу не прикажешь». Утверждения, которые начинаются с «конечно», как во фразе «конечно, это меня разозлило», также иллюстрируют третье предубеждение.
Люди обычно верят или заявляют, что эмоциональные состояния случаются с нами, как если бы мы вообще не могли или могли бы с большим трудом контролировать чувства, которые мы переживаем. И это положение, кажется, небезосновательно. Вероятно, каждый из нас может вспомнить, как был ошеломлен или захвачен негативными эмоциями, которых не мог избежать. Страх перед публикой или депрессивность могут упорно преследовать нас, несмотря на сильное желание чувствовать что-то более позитивное, например, уверенность или счастье. Иногда даже терапия не помогает, и мы понимаем, как мало мы можем сделать, чтобы предотвратить или изменить определенные эмоции.
Однако чрезмерный акцент на неизбежности эмоциональных состояний может сделать нас слепыми ко всем творческим способам, которые люди используют, правда, с переменным успехом, чтобы управлять эмоциями в повседневной жизни. Одной из наиболее изученных в социологии эмоций тем является проблема различных стратегий, к которым прибегают люди, чтобы изменить как собственные эмоции, так и эмоции других людей. В гл. 3 я намерен представить эту традицию исследования, рассматривая концепции «поверхностного» (surface acting) и «глубокого» исполнения (deep acting)[7] [Hochschild, 1983]. Эти понятия показывают основные способы, с помощью которых люди стараются контролировать эмоции, а не быть просто ведомыми ими.