Размер шрифта
-
+

Приближение к Божественному. Полное практическое руководство - стр. 5

“ – „Бог присущ всему миру“ (Иша Упанишада, 1), духовная цель не может считаться полностью достигнутой. Лишь через такое полную реализацию Божественного, одновременно как имманентного в Пуруша-Пракрити, как кшара-акшара (т. е. в пассивных и активных силах бытия), так и трансцендентного, превосходящего их, такие понятия, как знание, преданность и самоотверженное бескорыстное служение становятся полностью согласованными».

Таким образом, все качества подлинного ищущего описаны в мельчайших деталях и с пояснениями практического характера. Свамиджи подчёркивает, что независимо от того, к какой духовной или религиозной традиции относится ищущий Истину, эти основные качества должны быть обязательны для всех.

В важнейшей четвёртой главе под названием Созерцание и медитация Свамиджи проливает свет на теоретические и практические аспекты созерцания, медитации, джапы и т. д. с точки зрения разницы характеров, темпераментов ищущих, основанных на фундаментальных принципах психологии, описанных в Гите и Йога-Сутре Патанджали. Несмотря на то что окончательный духовный опыт превосходит ум и свершается лишь тогда, когда остановлены все модификации ума, в начале духовного пути ум должен следовать определённому типу медитации, так как человек – это прежде всего существо ментальное. Поскольку ум – это клубок желаний, идей и эмоций, Свамиджи даёт пять основных техник медитации согласно тому, как функционирует ум того или иного человека. Три из них определяются как положительные методы и включают в себя сосредоточение ума на той или иной форме, имени (джапа) или идее/чувстве, связанных с Божественным. В противоположность положительным методам, техники, называемые отрицательными, используются теми, кто не может принять никакой конечный символ как выражение бесконечной Божественности: в них душа отвергает любые имена, формы, представления и идеи. В пятой технике, именуемой методом свидетельствования, душа просто наблюдает как отстранённый свидетель за всеми процессами и изменениями, происходящими в уме. Постепенно, если неустанно следовать этим методам, ум становится всё более и более чистым, устойчивым, спокойным, пассивным и бдительным, и в конце концов все процессы прекращаются и обнаруживается чистое Сознание, сияющее во всей своей первозданной чистоте.

Эти техники научны и помогают выбраться из лабиринта пустых споров и рассуждений по поводу этих сложных вопросов. Они открыты для всех и просты. Истинный ищущий, к какой бы религии, традиции, вере он ни принадлежал, выбирает ту технику или символ для своей садханы, которые лучше всего отвечают его темпераменту, характеру, воспитанию. Подход Свамиджи носит всесторонний характер: он включает в себя и путь знания

Страница 5