Презрел и трон, и плаху. А. С. Пушкин - стр. 11
Доброхот от Бога. Властитель емкого личного и ускользающего вечного, жрец высокого искусства, и потому он вызывал споры, восхищал многих и раздражал отдельных – одни признавали Пушкина ветхозаветным Авелем, духовным маяком в вопросе о смысле бытия, другие – архетипом Каином, первым библейским клятвопреступником. Мощное символическое наполнение его души – «житницы двух миров» на этой райской планете под названием «Земля»: звездного, идеального, и земляного, пыльного, в болотцах, дебрях:
Художник эпохального масштаба и эпохальных форм выражения. Поэт, чья палитра «знала небо, но была проникнута землей», разрушая духовный бонапартизм века с его всеядным милитаристким безумием. Мудрец и философ, в котором сходились общие для человека и человечества идеалы земного устройства («вечного мира» на земле), сходились и в представлениях о человеческом счастье, понятиях о человеческой личности, капитальных принципах порядочности и нравственности, Добра и Зла, и о гармонии, земной и художественной.
Вынужденный затворник, пребывающий в своей душевной келье, которая нередко становилась для него очистительной купелью, жил мечтой страстной: извечно не мается и не кается, видеть в пророчествах судьбы только Любовь чудесную, слезинку милую и белый бархат цветущих по весне всех цветов и деревьев Русского Армидина сада.
Античный мифологический Харон, мечтающий перевозит душу человека от скверны, равнодушия, к трепетному состраданию.
Как волшебник и чародей, он исторгал у современников одновременно и радость, и смех, и слезы; брал самые высокие аккорды чувств, очищая от зависти, алчности и уныния; звуками его лиры был изумлена вся Русь – она еще подобного никогда не слыхала, жадно прислушивалась и ощущала, как наполнялись все нервы ее жизни благоуханием чудесного.
С детства мы воспринимаем Первого Поэта России Александра Сергеевича как эпикурейца, оптимиста. Мы невероятно обольщены русским поэтическим Аполлоном, «Солнцем с душой человека» и совершенно им покорены. Мы восхищены и изумлены пламенным стремлением Пушкина к красоте, правде и добру, его поэтической смелостью и жаром глубокого убеждения. Живое земное создание, «Радуга с драгоценными цветами» подарившее нам новый поэтический язык и новые поэтические миры, облекший их в простое и ясное русское слово, чистое и прелестное в своем звучании.
***
«Это невозможно», – сказал Опыт.