Размер шрифта
-
+

Преподобный Сергий Радонежский - стр. 30

С глубоким смирением просил он Преподобного Сергия принять его в число своих послушников, и Преподобный с любовью и радостью принял смиренного архимандрита. Много лет провел усердный Симон в послушании у святого; на его пожертвование был построен более просторный, но только деревянный, как первый, храм Живоначальной Троицы; украшенный всеми добродетелями подвижника пустыни, в глубокой старости преставился он к Богу, и Преподобный игумен с великою честью проводил его в могилу.

С этого времени число братии стало возрастать и монастырь понемногу расширялся. Видя это, Преподобный Сергий умножил свои попечения о братии, прилагая труды к трудам и подавая пример стаду своему, как сказал апостол Петр: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно… не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5: 2–3).

Многие приходили к нему, чтобы спасать души свои под его мирным кровом, и никому он не отказывал – ни старому, ни юному, ни богатому, ни убогому; всех принимал он с радостью и с любовью, по слову Евангельскому: Приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6: 37). Кажется, всего чаще приходили к нему земляки – ростовцы; кроме Елисея и Анисима, мы знаем Андроника и Афанасия, уроженцев ростовских.

Преподобный не сразу постригал желающего, но сначала повелевал ему надеть длинную свитку из черного сукна и в ней довольно долго ходить вместе с братией на все монастырские работы, пока не навыкнет всему монастырскому уставу; искушенных в монастырской жизни послушников Преподобный облекал в монашескую одежду, потом постригал в мантию и давал клобук; когда Преподобный видел, что какой-либо монах преуспевал в духовном подвиге и жил совершенной и чистой иноческой жизнью, такового удостаивал принятия святой схимы.

В начале игуменства Преподобного в Троицкую обитель возвратился старший его брат Стефан. Что заставило Стефана отказаться от столь почетной жизни в Москве, от игуменства монастыря доподлинно не известно. Это может быть и смерть многих его духовных чад, в том числе и великого князя Семена Ивановича Гордого от черной смерти, или желание более строгого подвига. Весьма вероятно, что Стефан принес Сергию денег для благоустроения и для благоукрашения монастыря, но в то же время его прибытие в монастырь было для младшего брата впоследствии причиною великой скорби.

Пустынная нищета и чудесное изобилие

В первое время, когда обитель начинала устраиваться, в ней многого не хватало; монахи были лишены самого необходимого из-за своего совершенного нестяжательства и безлюдности того места, так что им неоткуда было ждать ни утешения, ни приобретения самых необходимых вещей.

Страница 30