Преподобный Николай Чудотворец: Жизнь, чудеса, святыни - стр. 9
Кончина святого
Шло время… Достигнув преклонных лет, после непродолжительной болезни святитель Николай мирно отошел ко Господу 6 декабря 335[3] года (19 декабря по новому стилю) и был погребен в соборной церкви города Миры. Храм в Мирах хорошо сохранился и поныне, однако богослужение в нем разрешается турецкими властями только один раз в год —19 декабря.
Прожив жизнь, полную трудов и забот о людях, он и после блаженной кончины своей не перестал помогать людям. Господь сподобил его честно́е тело остаться нетленным и наделил особой чудотворной силой. Одно из непрекращающихся чудес святого Николая – источание из его мощей целебной жидкости (мира). Мироточивые мощи нередко встречаются и сейчас, но ни у одних мощей это чудо не было столь постоянным и непрерывным и нигде оно не приносило такого обилия чудесных исцелений, как у мощей святителя Николая, которые сейчас находятся в итальянском городе Бари.
Слово Патриарха: Правило веры и образ кротости
Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских[4]:
«Чем же так прославился святитель Николай? Что лежало в основе его чу́дной жизни? Тропарь святителю мы все хорошо знаем: в этом тропаре мы называем его «правилом веры и образом кротости». Лучше сказать невозможно – весь смысл жизни святителя был в том, что он явил себя правилом веры и был образом кротости.
Кротость – это христианская добродетель, которая с трудом понимается современным человеком. Ведь мировоззрение человека во многом формируется окружающей средой – теми стандартами мысли, теми идеалами, теми стереотипами, которые присутствуют в общественном сознании. Но в современном общественном сознании менее всего присутствует такое понятие, как кротость, и практическое мировоззрение, формируемое повседневной жизнью, у нас как бы исключает это понятие. Сегодня многие считают, что в основе успеха – а успех является целью жизни многих людей – лежит непременно борьба. Мир устрояется по законам соревновательности, конкуренции. Если бы в этой соревновательности каждый стремился бы проявить себя с лучшей стороны, не обижая другого, то это было бы оправданно, объяснимо и, может быть, даже полезно. Но чаще всего соревновательность, в которую мы вступаем, сопровождается конфликтами, стремлением ослабить другого человека, победить его и на фоне его поражения обеспечить свою собственную победу. Какая уж тут кротость, ведь кротость есть не что иное, как проявление внутреннего смирения человека. Внешне это выражается в том, что человек не раздражителен, не гневлив, не злобен.