Преподобный Николай Чудотворец: Жизнь, чудеса, святыни - стр. 14
В 1992 году профессор Мартино получил разрешение провести экспертизу и венецианских частиц мощей святого Николая. Им было установлено, что в Венеции хранится часть мощей, которых не хватает в Бари.
Исследования мощей показали также, что Николай Мирликийский был строгий постник. Он питался только растительной пищей, а болел болезнями, характерными для того, кто довольно долго пробыл в заключении, причем – в тесной и сырой тюрьме (из жития известно, что во времена диоклетианова гонения на христиан святитель Николай был брошен в темницу). Почил великий святитель, как определил Луиджи Мартино, в возрасте между 70 и 80 годами.
Почему православные так чтят мощи святых?
Из проповеди святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского и Симферопольского[5] в день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца:
«Как только прибыли в Бари мощи Святителя, немедленно начались дивные чудеса от гроба его. В течение трех дней получили исцеление 111 человек, одержимых самыми различными болезнями.
Тогда Святитель Николай явился во сне одному иноку святой и чистой жизни и сказал: ”Вот я пришел к вам, по Божию повелению пришел, и вот уже исцелил 111 больных. Не престану исцелять и впредь”.
Вот это событие и празднует Святая Церковь с тех пор в сей святой день. Она празднует его с великой радостью, с великой славой, и эта слава, эта радость и ликование ярко отражены в тропаре праздника. Великим, весьма великим событием, какое торжествуют все христиане мира, изображается в этом тропаре перенесение мощей Святителя Николая.
Весь мир и доныне свято чтит эти мощи, весь мир христианский. Он чтит их, потому что по повелению Божию перенесены были эти мощи из Мир Ликийских, потому что сам Святитель, по слову его, пришел в град Бари в мощах своих, в теле своем.
Мир православный и мир римско-католический почитают святые мощи не только Святителя Николая, но и весьма многих великих святителей и мощи всех святых мучеников.
Это особенность истинной Церкви.
Этого почитания нет в тех христианских общинах, которые отошли от единства с православной и римско-католической Церковью, этого почитания нет во всех церквах протестантских, в лютеранской церкви, нет у всех сектантов, это почитание составляет особенность православного и римско-католического исповедания.
Протестанты и сектанты нападают на нас за наше почитание святых мощей, считают делом не только недопустимым, но и греховным воздавать честь мертвым останкам святых. Что же скажем мы в защиту нашего православного и римско-католического почитания мощей святых? Скажем то, чего не понимают сектанты и не хотят понять и протестанты.