Размер шрифта
-
+

Преподобный Максим Грек. Избранные творения - стр. 9

, когда молился, чтобы ему открыто было, какое место получают по смерти души праведных и души грешных, то ему показано было свыше, что души праведных, как высокопарящие птицы возлетают, и их приемлет внутрь себя самое небо; а которые в беззакониях окончили свою жизнь, те ввергаются в страшное преисподнее темное и смрадное озеро, и исполинская некая рука низвергает их во ад, а не чистительный огонь очищает их и выпускает чистыми оттуда на свет. Оба эти велики и достохвальны: и тот, кто об этом повествует[3], и тот, кто это мысленно созерцал[4]. Из них один – премудрый святитель Александрии, а другой – превосходнейший глава священных иноков.

Итак, не прельщайся пустыми словами ложных мудрецов, а, повинуясь учению евангельскому, старайся добрыми делами и смиренными слезами смыть тяжесть многих своих согрешений. Для этого со всяким прилежанием исполняй всегда до последней йоты божественные заповеди Спасителя, если не постыдно желаешь оказаться тогда стоящим одесную Господа своего. Ибо тогда, – говорит псалмопевец, – не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя. И опять: Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся (Пс. 118, 80). Сердце же непорочное и не постыдно пребывающее в заповедях Вышнего – у того, кто не смеет ни одной из них презреть, не исполнив делом, или изменить, но все точно исполняет со страхом.

Избегай пагубной праздности и деланием рук отгоняй помыслы уныния. Нет ничего пагубнее праздности, и от той произошло в роде нашем всякое зло. Делай же все ради Бога, а какие от того получаются прибыли, то не жалея влагай в руки нищих, а не храни без ума для себя, если, действительно, желаешь наследовать вечное небесное богатство. Ибо Где будет ваше сокровище, – говорит Господь наш, – ту будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). Питайся от своих праведных трудов, как изначала назначило божественное Господне повеление: В поте лица твоего, – говорит оно, – снеси хлеб твой вся дни живота твоего (Быт. 3, 19), а не имей подручных себе поселян, как властелин; но, как ученик Христов, живи по-апостольски, добывая себе хлеб свой собственными руками, предварительно раздав все свое нищим, по заповеди Спасителя. Предпочитай лучше сама работать на других, чем властвовать другими. Ибо первым возвышаешься горе, а последним разделяешь себя на двое; если согласно установлениям Божиим будешь устраивать порученное тебе начальство, будешь блаженна; если же будешь преступать эти установления, то будешь осуждена с законопреступниками.

Предпочитай быть нищею, нежели иметь в изобилии серебро. Если беспокоят недостатки, предпочитай терпеть, а не беспокоить других. Это имей себе правилом, а не желай питаться кровью убогих, требуя от них проценты на серебро. Последним ты не вслед обнищавшего Христа ходишь, окаянная, а вслед беззаконных язычников, и делаешь себя подлежащею проклятью закона и наследницею огня неугасаемого. Ибо «Проклят, – сказано, – всякий, кто серебро свое в лихву дает ближнему своему» (см. Втор. 27, 26; Лев. 25, 37). Слышала ты, душа, что «расточившего» и «раздавшего убогим», а не в лихву дающего сребро,

Страница 9