Размер шрифта
-
+

Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников - стр. 9

сам великий старец Варсонофий, не по своей воле, но по повелению Святого Духа, на пользу душ, как он говорит: «И все сие

>1 Через авву Серида.

пишу я не по своей воле, но по повелению Святого Духа, на исправление и пользу души и совести внутреннего человека» (ответ 13).

Когда же великий Варсонофий начал возвещать сии ответы игумену монастыря преподобному Сериду, то последовало обстоятельство, достойное удивления (а именно): святой Варсонофий, призвав Серида, своего писца, повелел ему написать ответ к преподобному Иоанну, иноку обители святого Саввы. Серид же, не могши удержать в уме своем всех слов, которые сказал ему святой, размышлял и недоумевал, как он напишет такое множество слов, ожидая, не повелит ли старец приказать ему принести чернила и хартии, чтобы, слушая, писать слово за словом. Святой Варсонофий по данной ему от Святого Духа благодати прозрения познал тайную мысль Серида, лице его внезапно просияло как огонь, и он сказал Сериду: «Поди напиши, и не бойся; если я скажу тебе и бесчисленное множество слов с тем, чтобы ты написал их, то знай, что Дух Святой не попустит тебе написать ни одним словом больше или меньше сказанного, хотя бы ты и сам пожелал сего, но наставит руку твою, как написать это в последовательном порядке» (ответ 1).

Таким-то образом книга сия была написана повелением Святого Духа; и уже из одного сего всякий может уразуметь, сколь она душеполезна и приятна, сколь исполнена благодати и духовного рассуждения; ибо каково древо, таков и плод. Поистине каждый может познать сие из самого опыта, ибо, когда станет читать сию книгу, услышит слова невитийственные и простые, но в то же время сокровенно внутри сердца своего ощутит одну чудную благодать и сладость Святого Духа, которая, подобно магниту, действенно привлекает волю к согласию и несомненному убеждению в истине читаемых слов, и познáет, как все слова сии породил один просвещенный и богоносный ум, как расположило их одно сердце, в котором обитал Иисус Христос и Святой Дух Христов, и как они (слова сии) истекли из одной души, которая вся была исполнена мира и тишины, вся христовидна, вся вдохновенна тонкими веяниями миротворящего и просвещающего Духа, и узнáет тогда, что, по слову Давидову, Бог возглагола во святем Своем (Пс. 59, 8) и что над словами сей книги исполнилось обетование Господне: ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф. 10, 20).

Итак, примите, возлюбленные братия, душеполезнейшую книгу сию с радостью и усердием и читайте ее прилежно, ибо она весьма полезна архиереям и иереям, начальствующим и судиям, а особенно монахам: безмолвствующим и общежительным, новоначальным, средним и совершенным, преимущественно же немощным, находящимся в различных искушениях и страданиях и имеющим посему нужду в духовном утешении, ибо книга сия, изобилуя дивным рассуждением, разрешает самые неудоборазрешимые вопросы. Она есть учительница терпения, искоренительница роптания, меч, отсекающий свою волю, секира, поражающая человекоугодие, руководительница к истинному и совершенному смирению, поучающая нас считать себя за ничто; провозвестница покаяния, родительница плача и ходатаица спасения душ и совершенства во Христе. Посему-то и древние божественные отцы прилежно ее прочитывали и многие из ответов ее вносили в свои писания. Так преподобный Павел Евергетийский многое из нее внес в свою книгу; так преподобный Никон, подвизавшийся в Черной горе, что в Антиохии, в 1060 году при Константине Дуке и при Иоанне, патриархе Антиохийском, внес многие свидетельства из нее в две части своего сборника; так и святой Феодор Студит в Завещании своем говорит, что в сей книге Варсонофия он не нашел ничего несогласного или неуместного. О ней также вспоминают и Симеон Новый Богослов, Петр Дамаскин и другие отцы. Примите ее с радостью еще и потому, что, по общему выражению, «все редкое вожделенно». Книга же сия столь редка, что не только никогда не была напечатана, но и рукописи ее редко где можно было найти. По великому милосердию Божию одна только полная и весьма древняя рукопись ее оказалась в богатой библиотеке великой лавры святого и богоносного отца нашего Афанасия Афонского.

Страница 9