(Мф. 14, 31). А как Ты обещал чрез угодника Твоего Варсонофия в ответах его, что мы положены будем в одной гробнице, то вместе ли мы и воскреснем? Боюсь Того, Который сказал:
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется (Мф. 24, 40–41). И как от самого сотворения мира люди упокоиваются (в земле), и часто случается, что тела святых и грешных полагаются вместе в одном гробе, то вместе ли они восстанут и во время воскресения, когда избранные Твои Ангелы приидут восставить всех праведных, или нет, а восстанут лишь одни избранные? Боясь сего, я молю чрез угодника Твоего, чтобы, как Ты объявил мне, что в одном упокоимся гробе, так яви мне (теперь), что и воскресишь нас вместе. И отца моего Варсонофия прошу: так как мы оба получили нивы с тем, чтобы сжать их, а я изнемог и не могу жать, то да потрудится он, как сильный, принести Тебе, Владыке, и за меня рукояти правды. Ибо и у древних отцов находим подобный пример: трое вышли жать, и один из них, подобно мне, заболел и возвратился в свою келлию, а оставшиеся сохранили бодрость и сжали все. Когда же окончили жатву и возвратились в дом, принуждали и его взять свою часть платы, он же противоречил, говоря: «Какую часть, когда не я трудился за нее, а вы?» А как они настаивали, чтобы и он взял свою часть, то и отцы решили ему взять ее, и похвалили суд их. Но Ты, Владыко Христе Боже, утверди сие мое моление, потому что Твоя есть слава во веки, аминь.
† Ответ Варсонофия. Как хозяин дома избирает себе верных управителей, поручая им ключи и имущество и весь дом свой, и от верного управителя зависит то, когда ему уснуть, какую употребить пищу, какую честь получить от господина своего и с кем жить: с упивающимися ли вином или с живущими честно – и первому предлежит наказание, а второму награда, так и Бог наш поставил у Себя правителями людей верных и дал им Свои ключи, чтобы затворять и отворять, то есть (дал им) свободу.
Они верные: потому что все христиане крещены, им хорошо (надлежит) устроять вверенное им, то есть дела, сообразные крещению, ради их же спасения. Итак, кто из них совратится с этого правого пути, тот делается соучастником пьяниц, упивающихся вином беззакония, такой может быть назван словесной свиньей, и вы знаете, что он потерпит в пришествие Владыки. Если же хорошо устроит порученное ему, то все знают, какое блаженство назначено за сие Владыкою, ибо сказано: во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18, 5). Касательно же воскресения: век сей подобен гумну, и пшеница здесь смешана с плевелами. Евангелие учит нас, что во время воскресения восстанут все вместе (праведные и грешные), говоря: