Размер шрифта
-
+

Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников - стр. 60

† Ответ. Брат! Ты принуждаешь меня говорить о том, что выше моей меры, и боюсь, чтобы не быть мне осужденным за сказание о чужих успехах[40]. Слова Писания: прильпе кость моя плоти моей значат, что все кости человека бывают – одно целое, то есть все помыслы человека составляют одно целое по Богу. – И тогда плоть сия последует помыслу по Богу, и является радость Духа в сердце – питая ту душу, и утучняя тело, и укрепляя их обоих, и (такой человек) уже не ослабевает и не унывает, ибо Иисус отселе бывает ходатаем о нем и поставляет его близ преддверия там, откуда удалятся болезнь, и печаль, и вздохи (Ис. 51, 11), и исполняется на нем слово Писания: ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). Приводит же человека в такую меру совершенное смирение.


98

Вопрос того же к великому старцу. Как можно достигнуть воздержания, как различать немощь естественную от наводимой демонами, и сколько следует вкушать пищи?

† Ответ. Брат! Ты любопытствуешь понемногу открыть вещи сокровенные, и я, как безумный еще, думаю, что о чем ты вопрошаешь меня, сего никто не может рассудить, кроме достигшего в оную меру (преуспеяния). Живой человек ощущает действие холода или теплоты, мертвый же не ощущает сего, потому что потерял чувства. И как в меру познания вещей достигает лишь тот, кто изучает их, и (тогда) может рассуждать о них, а не учившийся и не достигнувший того (познания) если и тысячу раз спросит о них, что они такое, и получит ответ, все еще не может понять сущности вещей, так и в настоящем (случае). Сколько ни говори кому, но более нужен собственный опыт. О немощи (скажу): если тело, принимая повседневную пищу, расслабевает, это – от демонов; в противном случае это немощь естественная. А воздерживаться – значит вставать (из-за трапезы) немного несытым, как определили старцы новоначальным. – Когда же человек достигнет в меру апостола, который сказал: ибо нам не безызвестны его умыслы (2 Кор. 2, 11), то не может укрыться от него, сколько следует ему есть, ибо он уже обучен сему (упражнением и навыком). Я вынужден говорить о вещах, высших меня, в чем нет и надобности; может быть, нет даже и могущего принять и понять их, кроме некоторых немногих. Бог отцов наших да приведет тебя в радость сию: она светла и сладка. Такой (человек) уже не вспоминает о телесной пище, ибо он забы снести хлеб свой и пребывает умом в ином мире. Вышних ищет, о горнем помышляет, горним поучается, где Христос одесную Отца сидит (см. Кол. 3, 2, 1). Тому слава во веки, аминь.

99

Вопрос того же к другому старцу. Авва, если случится ночное мечтание, хорошо ли исповедать о сем кому-либо из братии и, сделав ему поклон, попросить помолиться о себе?

Страница 60