Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников - стр. 46
62
Ответ того же великого старца к тому же, который спросил его вместе с другими: кто дал диаволу начальство и власть?
† Если желаете знать то, что для вас вовсе не нужно, – то есть кто дал диаволу начальство и власть, то познайте это из нижеследующего и, по неразумению вашему, не считайте Бога виновником зол. Возьмите пример с самих себя: если кто из вас, по собственному произволу, уклоняется ко злу, то он властительски делает это зло и бывает судим Богом как сделавший зло самовластно. Но кто дал ему власть? Не Бог ли? За что же Он осуждает его? – По строптивости врага не сочтите, будто бы Бог соизволяет на зло. Вовсе нет, это несправедливо! Хотя некоторые из святых и сказали (нечто подобное), но вы не вполне понимаете, в каком смысле они сказали сие.
Бог не удержал диавола, не воспрепятствовал ему совершать зло, потому и сказано, что Бог дал ему начальство и власть. Познайте это из сих слов: Я ожесточу сердце фараоново (Исх. 7, 3; см. 10, 20). – Если так, то как же Он осуждает его? – Это говорит Он потому, что не наказал его прежде. Каждый может познать сие и из книги Иова, где повествуется, что диавол погубил его имущество и детей; рассуди же, что сказал Иов: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1, 21). Отчего Иов не именует погубившего, но Того, Кто долготерпел и мог воспрепятствовать и удержать оное зло? Рассуди также, что не по чему иному сказано диаволу: вот, он (Иов) в руке твоей (Иов. 2, 6), как только потому, что диавол порицал Бога, называя Его виновником благодарений, воссылаемых сим праведником за благодеяния, на него излитые. – Итак, поелику Бог диавола не удержал, то и говорится, что Он как бы дал ему начальство и власть. Бог сначала вверил ему доброе начальство и, однажды дав, не отнял его; он же (диавол), принявши, отвергнул оное и вместо того облекся в начальство злое. А как Бог не воспрепятствовал ему, то и говорится, что Он дал диаволу начальство и власть. Не сказано в Писании: не восхоте благословения, и Бог удалил оное от него, но: и удалится от него (Пс. 108, 17). Не почитайте же Бога виновником зол, ибо это мнение подвергнет вас осуждению, ибо (считайте, что) диавол сам себе избрал начальство над всяким злом, а Бог не воспрепятствовал ему, ибо в Писании сказано: и возлюби клятву, и приидет ему (Пс. 108, 17), а не говорится, что Бог наложил на него клятву. Итак, пребывайте непоколебимы о Господе, веруя, что Он есть Начальник жизни нашей и всего доброго, и простите меня, что я увлекся вашими детскими вопросами и оставил предлежащее совершенство. Чада! Да благословит и да умножит плоды ваши Господь Иисус Христос во имя Отца со Святым Духом.