Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников - стр. 32
43
Ответ того же великого старца к тому же, чтобы он все, что до него касается, возложил на Бога.
† Кто будет пить воду, которую я послал тебе через мои ответы, тот вовек не почувствует жажды; ты же должен был ожидать и надеяться получить успокоение верою во Христа. Приими этот хлеб – часть моей пищи – и оставь все внешние попечения. Не бойся ничего, но Духом Святым приими силу и надежду; веруй, что рука Божия с тобой.
44
Часть хлеба, присланного в благословение (от старца), авва Иоанн дал служившему ему, но не из собственной руки (так как не был клириком), а просто положил, и тот сам уже взял его; и в другой и в третий раз, получив благословение, (авва Иоанн) поступил так же; делая же это без совета (старца), не понимал, что согрешает сим. И еще: когда, по молитвам старца, почувствовал облегчение от страстей, сказал: «Ослабели во мне страсти». После этого послал он вопрос о хульных помыслах и не получил ответа. Когда же удивлялся о причине сего, внезапно попущением Божиим, ко вразумлению его, явилось ему страшное мечтание, повторилось еще раз и вдруг исчезло. Взволнованный и смущенный, авва Иоанн вспомнил согрешение свое только относительно хлеба, забыв сказанное им о изнеможении в нем страстей, надел присланный ему некогда от старца куколь, прибегнул к Богу и много молился о помиловании.
Старец написал ему о двух согрешениях его: о помысле хульном и о том, что положить перед служащим ему (братом) благословенный хлеб и предоставить ему самому взять оный – не было делом смирения, но скорее делом кичливости и детского разума.
† Если кто сознает, что он преступает заповедь, – это признак познания (своей немощи), а познающий (оную) исправляется; но просто скажем: я предал тебя некогда в руки Божии, а ты уклоняешься от сего; Писание же говорит от уст Божиих, что праведнии не уклоняются (3 Цар. 15, 5; Пар. 31, 7; Иов. 31, 7). Что же ты искушаешь меня, требуя моего слова? И еще говорит Писание: дерзкие слова да не исходят из уст ваших (1 Цар. 2, 3). А ты посмел отверсть уста свои пред Богом и сказать, что страсти ослабели в тебе, вместо того чтобы сказать: все они лежат во мне, как в хранилище; за то и был ты оставлен, и все твое окаянство обнаружилось. Если бы не было у тебя того покрывала, которое ты получил (от меня)[23], то пришлось бы тебе потрудиться. Верен Бог, сказано, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10, 13). Безвременно сделать что-нибудь есть исполнение своей воли, и происходит от кичливости, а, не имея рукоположения, давать иным благословение, как архиепископ, – не знаю, что и сказать на это. Разве я не мог бы и всем послать благословение, которое послал собственно тебе? Ты малым наказан за многое и большое; бодрствуй же над собою вперед неослабно, чтобы истребить восемь иноплеменных народов. В пребывании своем не увлекайся детскими делами и приобрети скорее суровость, нежели простоту. Много раз слышал ты: