Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников - стр. 23
В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). Да достигнешь непобедимой любви, которая вводит приобретших ее во дворы царские и соделывает их братиями Христа. Итак, если страждешь со Христом, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8, 17), и если умираешь с Ним, чтобы с Ним и воскреснуть (см. Рим. 6, 8; Еф. 2, 6), то не будь нерадив относительно предлежащего тебе сокровища, потому что ты еще не постиг силы его, каково оно. Когда же достигнешь совершенного безмолвия, тогда познаешь оное (сокровище) и удивишься дару Христову: как неисследимы пути Его (Рим. 11, 33). Находясь с людьми, не можешь постигнуть сего; а когда, подобно нам, будешь пребывать без попечений (в безмолвии), тогда уразумеешь сказанное. Молюсь Богу день и ночь, чтобы там, где пребываем мы единодушно, водворился и ты с нами в неизреченной радости святых и во свете вечном, да и ты получишь часть свою в обетовании, предназначенном святым: где не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Укреп ляйся о Господе и радуйся, аминь.
23
Вопрос того же к тому же великому старцу. Прошу тебя, отец и учитель мой, не прогневаться на меня за то, в чем погрешаю, и дать мне правило, как до́лжно пребывать в псалмопении, посте и молитве, надобно ли наблюдать различие в днях?
† Ответ. Брат! Если бы ты вникнул в слова твоих прошений, то мог бы уразуметь силу смысла, заключающегося в них. Признавая меня отцом и учителем, зачем в то же время считаешь и гневливым? Отец бывает сострадателен и отнюдь не гневлив, так же и учитель долготерпелив и чужд гнева. Относительно правила, о котором ты спрашиваешь меня (скажу тебе): ты хочешь разветвить путь, коим чрез узкие врата входят в живот вечный (см. Мф. 7, 13–14). Христос же кратко говорит тебе, как должно войти туда. Оставь человеческие правила и послушай Сказавшего: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22). Если человек не имеет терпения, не войдет он в жизнь вечную. Не желай получить от меня правила, ибо я не хочу, чтобы ты был под законом, но под благодатью (Рим. 6, 14). Апостол говорит: закон положен не для праведника (1 Тим. 1, 9), а мы желаем тебе быть в числе праведных. Держись рассуждения подобно кормчему, который, соображаясь с ветром, направляет ладью свою. Когда бываешь болен, поступай во всем согласно с написанным тебе мною; и в здоровом состоянии (поступай) так же; тело в болезни не может принимать пищу по обыкновению; следовательно, и при этом случае нельзя соблюсти правила. И о днях (скажу): все почитай равно святыми и добрыми. Делай все разумно, и это приведет тебя в жизнь вечную о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.