Размер шрифта
-
+

Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников - стр. 17

Скажи единомысленному брату нашему Иоанну: много пишу я тебе рукою искреннего и возлюбленного сына нашего[14], от всей души своей равно любящего нас троих совершенною любовью. И все сие пишу я не по своей воле, но по повелению Святого Духа, на исправление и пользу души и совести внутреннего человека, к удручению и наказанию тела и к сокрушению сердца твоего. Прежде всего берегись духа уныния, рождающего все злое и различные искушения. Ибо если я напишу тебе о тех искушениях, кои я претерпел, верно, еще не понесет сего слух твой, а может быть, и ничей в настоящее время. Надеюсь же, что впоследствии достигнешь (сей меры), и не только достигнешь, но и увидишь их сам на себе и избавишься от них благодатью Христовою, чрез веру. Зачем сердце твое расслабевает и изнемогает (ради скорби, наносимой тебе) от овец Христовых? Или не знаешь, какую боль головную переносит добрый учитель от детей, пока увидит их успехи?.. И тем более, что ты слышал от меня оное апостольское слово: обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2). Выслушай со вниманием, что я скажу тебе: долготерпение есть матерь всех благ. Посмотри на Моисея, избравшего себе страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение (Евр. 11, 25). И когда смущает тебя бес, внушая помысл на какого-нибудь человека, с долготерпением скажи помыслу: повинуюсь ли я Богу моему так, чтобы мне порабощать себе других? И помысл сей отступит от тебя. Твердо и неослабно стремись вперед, вспоминая мои или, лучше сказать, Господни слова, чтобы и ты настиг нас о Христе Иисусе, Господе нашем: да будет сие, да будет!

14

Ответ того же великого старца к тому же, когда сей последний услышал и не мог равнодушно перенести, как один из братии, уничижая его, говорил: да кто он и откуда, что еще и оскорбляется?

Скажи брату: как Архангел Михаил спорил о теле Моисея, так и я подвизаюсь о тебе, пока ты избавишься от ветхого человека. И на Спасителя роптали иудеи, говоря: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? (Ин. 6, 42). Приведи себе это на мысль и претерпи до конца.

15

Ответ того же великого старца к тому же, когда сей еще не совсем освободился от прежней печали.

Скажи брату: вспомнил я пророчество святого пророка Иеремии, который говорит: кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! я плакал бы день и ночь о людех сих (Иер. 9, 1). Я думал питать тебя твердою пищею, а вижу, что тебе опять нужно молоко. Смотри, что сказано: От тайных моих очисти мя (Пс. 18, 13). Остерегайся, чтобы не окрали тебя лукавые змии и не отравили ядом своим: он смертоносен. Никто никогда не совершит добра посредством зла, потому что сам побеждается злом; напротив того, добром исправляется злое (см. Рим. 12, 21). Ты стоишь на позорище: почему и должен бороться со зверьми, подобно апостолу во Ефесе (см. 1 Кор. 15, 32), который хвалился, победив зверей. Ты ввергнут в бурю морскую: почему и должен претерпеть многие опасности и, подобно нам, подвизаться против обуревания волн; победив же с помощью Божиею, войдешь с нами в тихое пристанище о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки. Аминь.

Страница 17