Предрассудки или интуиция? Уроки просветленных предков - стр. 42
Постоянство
Посвящаемые навсегда запомнили пережитое на уровне эмоций. Эти эмоции стали частью их жизненного опыта, они помогали людям, приводили их к гармоничному состоянию.
Как бы мы ни рассматривали эти ощущения, вызванные наркотиками или возникшие в процессе медитации, молитвы, поста или вращений, мы обязательно придем к выводу, что транс – явление общечеловеческое. Хотя все философы, гностики, религиозные деятели и ученые объясняют природу этих ощущений различными способами, наша задача – найти золотую середину, чтобы объяснить саму сущность процесса. Я не ученый и не мистик; я надеюсь рассмотреть эти явления со всех возможных точек зрения.
Нет сомнений в том, что различные наркотики приводят к процессу, известному мистикам как озарение. Точно так же нет сомнений в том, что эти процессы можно вызвать физическими и умственными действиями, приводя нейроны в движение таким образом, что это окажет влияние на наши мысли и выработку гормонов. Но подобная трактовка лишь сводит процесс к научным физическим, биологическим и химическим явлениям. Вопрос не в том, как возникает ощущение, а в том, в чем его сущность? Действительно ли этот процесс – главная движущая сила эволюции человека? И вызван ли он слиянием нашего внутреннего «Я» с коллективным суперсознанием или Универсальным Разумом? Являемся ли мы творцами собственной эволюции в квантовой Вселенной?
Чтобы найти выход из трудного положения, ученые предлагают политкорректную формулировку: «Хотя у научного метода есть свои границы, озарение мистика нельзя объяснить, можно только испытать… В любом случае, мистические переживания – о самых глубоких проникновениях в тайные уголки сознания, открывающие ворота в самую суть сознания как опыта»[12]. Мистики соглашаются с этим утверждением, так как их не интересует научный мир. Поэтому мы почти никогда не находим золотую середину, а настоящий спор всегда кажется рискованным.
Однако нужно добраться до самой сути этого процесса, и мне хотелось бы отыскать золотую середину между упрямой, рациональной наукой и настоящими человеческими чувствами, если это вообще возможно. Гопи Кришна утверждал: «Религиозные верования и чувства обычно рассматривают вне научных объяснений»