Предпринимательство как просветление - стр. 9
Мне это напомнило стихи Омара Хаяма – «Немного хлеба, свежая вода И тень… Скажи, но для чего тогда блистательные, гордые султаны? Зачем рабы и нищие тогда?».
«Экономический кризис легко можно понять через буддийскую парадигму. Бизнес-учреждения воспринимали мир как „Я“ и другие „Я“. Они видели, и видят его как нечто, что нужно „победить“. Они сосредоточились на прибыли и теории экономики по выкачиванию прибыли. Буддизм учит не про „Я“ и других „Я“. Он учит, что „Я“, которое мы воспринимаем, не реально. Это открывает нам мир связей и взаимозависимости. Мы находимся в этом экономическом хаосе из-за нехватки внимательности на эти более глубокие взаимосвязи. Мы ни на микро-уровне, ни на макро-уровне не обращали никакого внимания на экономические решения», – так писал о буддийской экономике известный ученый Стив Кенд.
Существует значительный интерес экономистов и мыслителей к буддийской экономике, разработанной кандидатом 1998 года на получение «Нобелевской Премии Мира» от Таиланда, Достопочтенным Праюдхом Паютто (Prayudh Payutto). Паютто принимает учение Будды как основу истины, относительной истины или абсолютной, которые связаны с добром и злом. В этом смысле Дхарма используется для описания закона причины и следствия, в соответствии с которым существуют и функционируют все явления. «В обычной экономике, стоимость товаров и услуг определяется потребителем на основе того удовлетворяет товар или услуга его желание. В буддийской экономике определены два вида желаний или два вида стоимости: истинная стоимость и искусственная стоимость. Истинная стоимость выражается термином „chanda“ (хорошее желание). Другими словами, истинная стоимость товара определятся способностью удовлетворить потребность в благосостоянии. Наоборот, искусственная стоимость „tanha“ (плохо желание) – это – когда товар удовлетворяет потребность в удовольствиях», – говорит Паютто.
«Из этого следует, что товары и услуги в буддийском обществе потребляются только, чтобы поддержать благосостояние, а не служить бесцельным плотским удовольствиям. Духовное просветление – конечная цель буддийского общества, тогда как в капиталистическом обществе – более высокий уровень жизни, материальное имущество или большее богатство». Паютто так же утверждает, что производство, фактически, просто преобразование одного вещества в другое. «Эти преобразования влекут за собой создание нового состояния при разрушении старого. Таким образом, производство всегда сопровождается разрушением. В некоторых случаях разрушение приемлемо, в других, нет».