Размер шрифта
-
+

Празднуем Пасху: в храме и дома - стр. 6

В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возжженными свечами, выражая этим духовную радость светоносного праздника.

Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей Гроба Христова. И здесь, после обычного возгласа, священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у Гроба о Воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. Эта песнь трижды повторяется священнослужителями и хором.

Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества святого царя Давида: Да воскре́снет Бог и расточа́тся врази́ его́…, а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: Христо́с воскре́се из ме́ртвых…

Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма, они отверзаются, и ликующий сонм, духовенство, хор и все остальные молящиеся, как некогда мироносицы к Апостолам, входят в церковь, залитую светом всех светильников и лампад, и оглашают ее песнью: Христо́с воскре́се из ме́ртвых!

Последующее богослужение Пасхальной заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Песни этого канона разделяются многократным Христо́с воскре́се из ме́ртвых! Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами: Христо́с воскрес́е, на что верующие радостно отвечают: Вои́стину воскре́се! Неоднократные выходы священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам после Воскресения.

В конце утрени после пения: друг дру́га обы́мем, рцем: бра́тие! И ненави́дящим нас прости́м вся Воскресе́нием – все верующие начинают приветствовать друг друга. Радостное Пасхальное приветствие напоминает нам то состояние Апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: Христос воскресе! и отвечали: Воистину воскресе! Взаимное лобзание есть выражение любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и примирения нашего с Богом смертью и Воскресением Иисуса Христа.

Затем читается слово Иоанна Златоуста.

После утрени сразу совершаются Часы и Литургия, при отверстых (то есть открытых) Царских вратах, которые открыты с начала заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз (то есть открыл) нам врата Небесного Царствия. На Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова, начинающееся словами:

Страница 6