Размер шрифта
-
+

Правовая система Российской Федерации - стр. 22

Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей к принятию на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию. Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные касты, каждая из которых имеет свою систему прав, обязанностей и даже морали. Традиционно выделяются четыре касты (варны): брахманы (первоначальные священнослужители), кшатрии (воины и управленцы), вайшья (торговцы), шудры (слуги и ремесленники). Каждая из этих каст разбивается на подкасты, которых насчитывается несколько тысяч.

Оправдание кастовой структуры общества – основа философской, религиозной и социальной системы индуизма. «Каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит» – постулат индусского права.

В качестве основного источника права индуизма выступает обычай. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием разрешает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное мнение. Собрание располагает и эффективными средствами принуждения; так, наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. Если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, по справедливости.

Религиозная доктрина также является источником права и определяет нормы поведения. В соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи.

В период, предшествовавший британской колонизации, классическое индусское право не основывалось ни на формальных нормативах, ни на судебных решениях. В период колониальной зависимости оно претерпело существенные изменения; так, в сфере права собственности и обязательственного права традиционные нормы были заменены нормами «общего права». К середине XVIII в. судебных прецедентов накопилось достаточно, однако они слабо вписывались в традиции индусского права. Многие его институты и нормы подверглись модификации и даже были заменены новыми, но полного вытеснения индусского права англосаксонским не произошло. Сложилось нечто вроде англо-индусского права, т. е. индусское право сохранило свое регулирующее значение, но с определенными ограничениями.

Конституция Индии 1950 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция, однако верность традициям прослеживается сквозь все трансформации, вековые корни, связанные с религией, дают о себе знать и сегодня.

Иудейское право.

Страница 22