Православный обряд погребения с добавлением акафиста за единоумершего - стр. 2
По исходе души от тела усо́пшему закрывают глаза, подвязывают челюсть, выпрямляют туловище и накрывают с головой.
Порой предсмертная болезнь длится долго, принося тяжелые страдания и самому больному, и его́ родным. В таких ситуациях по благословению священника может быть прочитан другой канон – «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». Он содержит прошения о скорой и мирной кончине страждущего. Найти тексты канонов можно в православных молитвословах.
Приготовление тела к погребению
Человеческое тело, по учению Православной Церкви, – храм души, освященный благодатью таинств. Православие настаивает на догмате о всеобщем воскресении мертвых перед Страшным Судом. Как райское блаженство, так и адские муки будут уделом не только души, но и тела. Поэтому уже с апостольских времен Церковь любовно заботится об останках братьев и сестер по вере, чтобы, воздав им последние почести, предать земле до Второго Пришествия Господа нашего.
В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные одежды и положении во гроб. Эти же действия полагается совершать над христианами и в нынешнее время.
Омовение тела прообразует чистоту и непорочность праведников в Царстве Небесном. Оно совершается одним из родственников почившего с чтением моли́твы «Трисвятое»: «Снятый Боже, Снятый Крепкий, Снятый Безсмертный, поми́луй нас». Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы.
Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его́ омовении, принято сжигать.
«Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие»
(1 Кор. 15, 53). В вечной жизни воскресшие тела праведников будут, как ризой, одеты Божественным светом. Напоминая об этом, православная традиция велит облачать усо́пшего в новые, чистые одежды. Ранее для погребения использовался саван – белый покров, знаменующий Плащаницу Христа. В наши дни этот обычай соблюдается редко.
Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился – крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его́ концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Не следует надевать на почившего православного христианина галстук.