Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы - стр. 23
Пречистая Богомати, Богородице,/ Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, / дары Ти приносят, Госпоже, многи мирстии людие, / Узы наша грешныя раздери Своею милостию/ и спаси души наша.
Кондак Собора Пресвятой Богородицы, глас 6
Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся,/ на земли без отца воплотися днесь из Тебе./ Темже звезда благовествует волхвом,/ Ангели же с пастырьми поют// несказанное Рождество Твое, Благодатная.
9 января (27 декабря ст. ст.)
Ап. первомч. и архидиакона Стефана (ок. 34). Прп. Феодора Начертанного, исп. (ок. 840). Сщмч. Тихона, архиеп. Воронежского (1919). Мц. Антонины (1937). Свт. Феодора, архиеп. Константинопольского (ок. 686).
Первомч.: Деян., 17зач., VI, 8—15; VII, 1—5, 47—60. Мф., 87зач., XXI, 33—42.
Апостол и первомученик архидиакон Стефан
Память святому совершается несколько раз: 9 января, обретение мощей – 28 сентября, перенесение мощей (ок. 428) – 15 августа, собор 70-ти Апостолов – 17 января.
Святой Стефан происходил из евреев, живших вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что означало «помощники, служители»), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, то есть первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать активнейшее участие в молитвах и богослужениях.
Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея – фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион – высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков, и смело обличил иудеев в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.
В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой». Событие это и речь Стефана в синедрионе описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы 6—8.