Православный календарь. Церковные праздники, посты, дни поминовения усопших - стр. 10
За обедней следили за свечами и гадали: у кого первого погаснет, тот и умрет раньше. А у кого по выходе из церкви на пути домой не потухнет огонь, а еще если на руку воск упадет тремя каплями, тому будет счастье. Потушенная свеча разламывалась и раскладывалась в хлевах, чтобы спасти скотину.
Сретение по-славянски означает встречу (сретение – среча – встреча) Ветхого и Нового Заветов.
На Сретенье зима весну встречает, заморозить хочет, а сама от своего хотения только потеет. Зима с вес ной встретились впервой. Зима-зимушка заохала, к теплу поворачивает.
По погоде в Сретенье судили также об урожае трав. Для этого бросали поперек дороги палку и наблюдали: если снег заметет ее, то и травы подметет, то есть они плохо станут расти.
В этот день начинают готовить семена для посева, осматривают сбруи, начинают выгонять скотину из хлева в загон – для разминки и пригрева.
Очень опасались домового в ночь со Сретения на Починки. Во многих местностях существовало поверье, что в эту ночь домовой может и «заездить коня». Советовали привязывать еще с вечера лошадям кнут, онучи (часть обуви, обвертка на ногу, «замест чулков»… портянки, как писал В.Даль) на шею, чтобы домовой не смел дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин. Чтобы задобрить домового, хозяйки выставляли после ужина горшок каши, обкладывая его горячими угольями. Иногда для усмирения домового звали знахаря-ведуна, который резал во дворе петуха и, выпустив кровь на веник, обметал им все углы в доме и на дворе. Вот после этого можно было не бояться домового.
На Сретение кормят (закармливают) племенных птиц: курам дают овес, чтобы лучше неслись и яйца были круп нее и вкуснее. Корми кур овсом – весной и летом будешь с яйцом.
Ветер в Сретение предвещал хороший урожай плодовых деревьев, поэтому хозяева трясли деревья руками, чтобы быть с плодами. Обязательно белили стволы плодовых деревьев, чтобы уберечь их от солнечных ожогов в марте. Сретенская вода из снега считалась средством от недугов и жизненных напастей. Особенно ценилась стекающая с крыш талая вода. На этой воде замешивали тесто и делали коржи, которые давали при болезнях людям и домашним животным.
Освященную в этот день в церкви воду дают пить умирающему при чтении отходной молитвы, а также пользуют ею тяжело больных. Этой же водою окропляют отправляющихся в путь.
Широко распространено было поверье о том, что нельзя ездить в дальний путь на Сретение: могут приключиться по дороге всякие напасти. Вспомните об этом, собираясь вес ной на отдых или в командировку.