Православные святыни и чудотворные иконы Москвы - стр. 9
Князь Даниил Александрович с выгодой использовал удобное географическое положение Москвы: с купцов, которые ездили через Москву, он приказал брать пошлину деньгами или товарами. Относительная безопасность Москвы в середине русских земель усиливала желание крестьян, горожан, бояр переселиться в нее. Даниил Александрович всех приветливо встречал, отводил каждому угодья, указывал, где строиться, особенно жаловал бояр, брал их к себе на службу, дарил им земли с селеньями. Благодаря его уму привлекательность Москвы, ее мощь, сила, богатства постепенно увеличивались.
Даниил Александрович умом и хитростью сумел существенно увеличить свой первоначально малый удел. Всего за годы его правления Московское княжество удвоило свою площадь и стало вдвое сильнее. Братья и князья-соседи стали его побаиваться, жаловаться хану Золотой Орды на ловкого и проворного московского князя. Особенно подзадоривал ордынцев напасть на Московское княжество его брат Андрей Городецкий. Вот почему в 1293 г. военачальник мурза Дюдень, призванный Андреем Городецким, с его участием захватил, разграбил и сжег Москву. Однако Даниил Александрович снова отстроил ее и продолжил расширение своих земель. В 1282 г. или в 1299 г. он основал на правом берегу Москвы-реки первый в Москве мужской монастырь, названный в честь его ангела – преподобного Даниила Столпника Даниловым монастырем, в нем была учреждена в 1300 г. первая в Московском княжестве архимандрития.
В 1303 г. Даниил Александрович тяжело заболел. Тогда он стал монахом, принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре, причем не в церкви, а как рядового монаха, на общем братском монастырском кладбище. Хотя Даниил Александрович был канонизирован в 1652 г., уже с 1547 г. его стали почитать как местночтимого святого. Через 349 лет (1652) после его кончины были обретены его нетленные мощи, которые были перенесены в Даниловом монастыре в церковь в честь Святых отцов Семи Вселенских соборов. И ныне святые мощи князя Даниила Московского пребывают в Свято-Даниловом монастыре.
Святой благоверный князь Даниил Московский. Икона рубежа XVII–XVIII вв.
Жизнь Даниила Александровича свидетельствует о том, что статус управленца, политика, в данном случае князя, хотя и дает властные полномочия, богатства и шансы на их существенное увеличение, тем не менее лишает человека главного – спокойной размеренной жизни, надежного и стабильного семейного благополучия, непоколебимой уверенности в хорошей будущности своих детей и внуков, непременно заставляет участвовать в часто сомнительном политическом лавировании – хитрить, изворачиваться, говорить одно, думать другое, делать третье, дипломатическими приемами и языком военной силы отстаивать самостоятельность и безопасность государства, стремиться к сохранению, а лучше – росту его территориальных владений, упрочению его международного авторитета. Нескончаемые управленческие обязанности, неисчерпаемая деловая суматоха, необходимость постоянно решать обременительные спорные политические проблемы раньше времени истощили жизненные ресурсы Даниила Александровича, расшатали и подкосили его здоровье, в конечном счете лишили его многих радостей семейной жизни и укоротили его земную жизнь до возраста 42 лет. Во имя Даниила Московского в столице действуют 6 храмов и 1 часовня.