Православные святыни и чудотворные иконы Москвы - стр. 12
И. Калита заботился о внутренней безопасности в его владениях, строго преследовал и казнил разбойников и воров, чем расширял возможности торговым людям безопасно ездить по дорогам и вести торговлю. За это он получил второе прозвище «Добрый».
Кремль при Иване Калите. Картина А. М. Васнецова. 1921 г.
В интересах возвышения Москвы И. Калита использовал и церковь. Он подружился с главой русского духовенства митрополитом Петром, жившим во Владимире. Дальновидный И. Калита понимал, что перенос митрополичьей кафедры в Москву сулит немалые выгоды, ведь Москва станет духовным средоточием всей Северо-Восточной Руси. Глава Русской православной церкви будет из Москвы воздействовать на думы и сердца всех русских людей во всех частях Руси и будет всегда держать сторону Москвы в дни переговоров с другими русскими князьями и в дни борьбы против них. Благодаря стараниям И. Калиты Москва стала религиозным центром Руси, ее церковной столицей.
И. Калита понимал, сколь велика власть духовных владык. Он смог приобрести полное расположение митрополита Петра, построил для него большой дом, и этот святитель стал жить в Москве больше, чем в других местах. И. Калита заложил в Кремле большой каменный Успенский собор, где святитель Петр пожелал быть похороненным. Важным событием стало перенесение митрополитом Петром из Владимира в Москву резиденции русских митрополитов, святительской кафедры. В Москве И. Калита также построил Преображенскую церковь и при ней открыл монастырь. Новый митрополит Феогност после смерти митрополита Петра, следуя примеру своего предшественника, сразу поселился в Москве. Так с первых лет своего правления И. Калита добился того, что в Москву из Владимира была переведена первосвятительская митрополичья кафедра, надежно укрепившаяся в Москве. Это сделало именно Москву духовной столицей Руси.
И. Калита с особой тщательностью следил за сохранением надежных отношений с ордынскими ханами. Хотя И. Калиту называли «Собирателем земли Русской», он не на поле брани с внешними врагами, а с подмогой ордынцев в 1327 г. вместе с некоторыми другими русскими князьями участвовал в походе на Тверь золотоордынских карательных отрядов и подавлении там народного восстания против ордынцев; это стало началом создания прочного базиса отношений с ордынцами – врагами и угнетателями русских людей. Хан Узбек со временем отказался от присылки баскаков (сборщиков дани) в русские земли, поручил сбор податей со всего русского населения И. Калите. Хан полностью доверил И. Калите сбор дани со всех русских княжеств; все князья стали зависимыми от Москвы. Хитрая политика И. Калиты избавила народ от разорительных и кровопролитных ордынских набегов и произвола баскаков. Плата дани была тяжелым бременем, но когда ее сбором стал ведать И. Калита, жить в русских княжествах стало более безопасным и более спокойным. И. Калита никогда резко не возражал ордынским ханам, согласился и с увеличением размера выплачиваемой им с русских земель дани (а при хане Узбеке размер дани увеличился чуть ли не вдвое).