Православные святые. Чудотворные помощники, заступники и ходатаи за нас перед Богом. Чтение во спасение - стр. 37
Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал богослужение. Его избили, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла апостола по улицам города на судилище, но по дороге Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
Язычники хотели сжечь тело святого проповедника. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Напуганные язычники разбежались, а христиане взяли тело апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля (по ст. ст.) 63 года. Память его Церковь празднует 8 мая (25 апреля по ст. ст.).
В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В начале VIII века в Египте установилась власть мусульман, которые теснили Христианскую Церковь. Однажды два купца из Венеции высадились на египетском берегу и сразу же отправились в Александрию на поклонение мощам святого апостола и евангелиста Марка. Святой весьма почитался венецианцами, поскольку древняя церковная традиция считает его основателем церковной общины Аквилеи, древнего города, располагавшегося примерно в 70 километрах от Венеции.
В церкви хранители святыни сообщили прибывшим, что мрамор от их храма должен быть вскоре использован в строительстве дворца местного халифа. Венецианцы стали уговаривать хранителей отдать им мощи апостола, чтобы избавить их от поругания. Они говорили, что мощам апостола надлежит скорее находиться там, где он прежде всякого другого места посеял евангельскую проповедь и где учреждена первая патриаршая кафедра Запада, то есть в церковной области Аквилеи. Перед лицом же надвигающихся гонений, продолжали они, Сам Христос заповедал удаляться в другое место, и, по их мнению, это применимо и к святыне, которую надлежало спасти, перенеся ее в безопасное место.
В продолжение разговора венецианцы и хранители мощей стали свидетелями жестокой расправы, когда на их глазах был жестоко избит один христианин, который повредил глыбу мрамора, составляющую часть церкви, чтобы ее нельзя было использовать для строительства дворца и таким образом разрушить христианский храм. После такого зрелища хранители решили отдать венецианцам святыню. Взяв мощи святого апостола, они положили на их место мощи святой Клавдии, сохранив при этом печати, которыми было скреплено шелковое покрывало мощей святого Марка.
По преданию, после того как мощи были взяты из раки, распространилось такое обильное благовоние, что оно ощущалось не только в церкви, но и по всему городу. Это возбудило подозрения александрийских христиан, которые захотели удостовериться, что мощи святого находятся в его церкви. Печати были найдены нетронутыми, а мощи (но не святого Марка, а святой Клавдии) – покоящимися в раке. Чудесному запаху было найдено объяснение, и все успокоились.