Размер шрифта
-
+

Православные старцы: Жизнеописание, мудрость, молитвы - стр. 35

5 июля 1845 года в Самаре в семье оренбургских казаков из семьи потомственных дворян, состоятельных и благочестивых, родился сын. Младенца назвали Павлом.

Знамения сопровождали Павла Ивановича Плиханкова, будущего великого старца Варсонофия, с детских лет.

В 6-летнем возрасте с ним произошел случай. Он с отцом гулял по парку и увидели они седого старца, который, подойдя к отцу, сказал: «Помни, отец, это дитя будет в свое время таскать души из ада». Сказав это, он повернулся и внезапно исчез.

Павел Плиханков окончил гимназию. Однажды в руки Павла Ивановича попала книга про Оптину пустынь, и в 1891 году, окончив мирские дела, он приехал туда.

10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. 26 марта 1893 года послушник Павел был пострижен в рясофор, а в декабре 1900 года пострижен в мантию с именем Варсонофия.

Портрет преподобного Варсонофия (Плиханкова), старца Оптиной пустыни. 1913


В 46 лет был принят в число послушников скита и определен келейником отца Нектария, будущего оптинского старца.

Старец Варсонофий пророчествовал о наступлении революции и о гонениях на веру Христову.

В 1903 году иеромонах Варсонофий был назначен

помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией.

В 1904 году отец Варсонофий был возведен в сан игумена и назначен святейшим Синодом настоятелем Оптинского скита.

Продолжая традиции оптинского старчества, он врачевал души людей, «таскал души из ада». По милости Божией ему открывалась жизнь приходящих к нему людей. Помогая верующим вспомнить забытые грехи, осторожно обличая, он учил покаянию, по его молитве люди исцелялись душевно и физически.

Во всех греховных поползновениях одно врачевство – искреннее покаяние и смирение.

Преподобный Варсонофий говорил своему духовному сыну: «Нас называют прозорливцами, указывая тем, что мы можем видеть будущее: да, велика благодать дается старчеству – дар рассуждения. Это наивеличайший дар, даваемый Богом человеку. У нас, кроме человеческих очей, имеются еще и очи духовные, перед которыми открывается душа человеческая. Прежде чем человек подумает, прежде чем возникла у него мысль, мы видим ее духовными очами, мы видим даже причину возникновения такой мысли. И от нас не скрыто ничего. Ты живешь в Петербурге и думаешь, что я не вижу тебя. Когда я захочу, я увижу все, что ты делаешь и думаешь. Для нас нет пространства и времени…»

1/14 апреля 1913 года предал он свою чистую душу Господу.

Из поучений и бесед. О Святом Евангелии
Страница 35