Размер шрифта
-
+

Православные старцы: Жизнеописание, мудрость, молитвы - стр. 32

Воистину, по словам старцев, никто не получает спасения без бед и скорбей. Преодолевая боль, отец Амвросий учил других бороться с искушениями и скорбями.

Он вникал в нужды каждого, кто приходил. Однажды важные господа упрекнули его, что он, по их мнению, очень долго говорил с одной крестьянкой, которая все спрашивала, как держать индюшек. Старец подробно говорил ей о содержании этих птиц, а господам сказал: «Как вы не понимаете, ведь для нее это очень важно».

На вопрос «Как жить?» старец отвечал: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно. Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо».

Одним из самых важных и последних дел в его жизни было содействие в создании Шамординской обители.

Скончался старец Амвросий при большом стечении народа, впрочем, он знал об этом заранее: «Всю жизнь я на народе, на народе и умру», – когда-то сказал он.

На его отпевании было почти десять тысяч человек. Амвросия несли на руках семь часов. Но за это время ни одна свеча в руках не угасла. Воистину свечи как будто говорили, что светильник души старца Амвросия и после кончины светит всем нам.

Высказывания старца Амвросия

Целомудрие есть двоякое: девственное и супружное. Древняя Сусанна и в супружестве названа целомудренною за то, что решилась лучше умереть, нежели исполнить злое пожелание беззаконных судей. А из евангельской притчи о десяти девах видно, что не все девы были мудры, но пять из них было юродивых. Последние юродивыми или неразумными названы за то, что, соблюдая телесное девство, не заботились соблюдать чистоту душевную и осквернили ум и сердце нечистыми помыслами и пожеланиями, или возмущались помыслами гнева и памятозлобия или зависти и ненависти, или ослеплялись сребролюбием и от скупости несострадательны были к ближним. Если же некоторые из них по видимому и удерживались от этих страстей, но, побеждаясь самомнением и гордостию, осуждением и уничижением ближних, теряли чрез это душевную чистоту, по сказанному: Нечист пред Богом всяк высокосердый (Притч. 16, 5). Что говорится о страстях в отношении девствующих, то относится и к вдовствующим и к супружным, как сказал Сам Господь апостолам: А яже вам глаголю, всем глаголю (Мк. 13, 37).

* * *

Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой.

* * *

Пишете, что желаете женить Вашего единственного сына и он не прочь от женитьбы, что представляется много невест достойных, но ни одна не соответствует его вкусу.

Страница 32