Православные старцы: Жизнеописание, мудрость, молитвы - стр. 29
. И, наконец, дух его успокоился в своих исканиях, найдя в Козельской Оптиной пустыни то, что влекло его искавшую своего усовершенствования душу.
В начале своего пребывания в скиту Родион Никитич жил рядом с кельей живущего тогда там «на покое» высокодуховного мужа, бывшего Валаамского игумена, отца Варлаама. Впоследствии старец Иларион с благодарной любовью вспоминал об игумене Варлааме и благодетельном на себя влиянии его мудрых советов и примера его строгого трезвения и подвижнической жизни, столь важных особенно для новоначальных.
Делатель молитвы и безмолвия, старец игумен мирно скончался в 1849 году 26 декабря. Когда же, по переводу (1 декабря 1839 года) скитоначальника отца Антония в Малый Ярославец на его место назначен был духовник обители старец Макарий, Родион Никитич был им избран в келейники, и в этом послушании пробыл со старцем Макарием в течение двадцати лет, т. е. до дня его блаженной кончины, последовавшей 7 сентября 1860 года.
Главное, остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».
Преподобный Нектарий Оптинский
Долго пробыв ближайшим учеником преподобного Макария, преподобный Иларион, став скитоначальником и общим духовником обители через два с половиной года по смерти преподобного Макария, старался и по управлению и по духовничеству поддерживать те порядки, которые были заведены его учителем.
Много времени преподобный Иларион отдавал занятиям с братией и наставлениям их. При этом у старца не было отказа никому из посторонних посетителей, приходивших поговорить с ним о своих духовных нуждах. Всех принимал старец, со всеми был одинаково обходителен и внимателен.
Многие из посетителей для того и являлись в обитель, чтобы поведать старцу Илариону о своих духовных нуждах как опытному наставнику. После обычных приветствий старец искусными вопросами вызывал откровенное объяснение посетителя о цели его посещения и составлял себе понятие о его душевном состоянии.
Многие, получив на исповеди от старца ощутительную пользу душевную, продолжали и после жить по наставлениям старца, исправлялись от душевных недугов и жили за молитвами старца благочестиво и благополучно и имели его уже своим постоянным духовником и наставником. Также много приводили к старцу страдающих нервными и душевными болезнями, которые чудесным образом, силою благодати, пребывающей в нем, он исцелял. Помимо личных встреч со старцем, многие обращались к нему письменно.