Размер шрифта
-
+

Православная энциклопедия - стр. 8

Ад (в переводе с греческого означает «место, лишенное света») – в христианском учении духовная темница, то есть состояние духа, в котором человек отчужден от Бога и сопровождающего Его света и блаженства.

Адовы врата – образное выражение, применяемое в тех случаях, когда требуется описать силу смерти и дьявола. Господь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Евангелие от Матфея, 16, 18).

Азария – один из вавилонских отроков, товарищей пророка Даниила, которого царь вавилонский нарек именем Авденаго.

Акафист (в переводе с греческого означает «неседальное пение») – одна из форм церковной поэзии, произошедшая от древних кондаков. Современные акафисты посвящены прославлению Иисуса Христа, Божьей Матери и Ее образов, праздников и святых мучеников.

Обычно акафист включает 25 строф, разделенных попарно. Каждая пара строф, кроме последней, является смысловым звеном. Первая строфа, или кондак, менее пространная, она служит вступлением и завершается возгласом «Аллилуйя». Исключение – предначинательный кондак. Вторая, более пространная строфа называется икосом и заканчивается 12 приветствиями, начинающимися словом «Радуйся». Последняя строфа акафиста – это молитвенное обращение к прославляемому. Первый (или Великий) акафист был посвящен Божьей Матери. Он был составлен в начале VII века в память об избавлении Константинополя от персидского нашествия. Чуть позднее – в VIII–X веках – акафист вытесняется каноном. Но в VIII–XIX веках этот жанр возрождается в России. Что касается Устава, то акафисты читают в составе как молебнов, так и других богослужений. Великий же акафист принято читать на пятой неделе Великого поста.

Акила – иудей из города Понта, расположенного в Малой Азии. Был изгнан из Рима указом императора Клавдия, согласно которому всем иудеям предписывалось покинуть столицу империи. После изгнания Акила со своей женой Прискиллой прибыл в Коринф и жил там до первого посещения его апостолом Павлом (Деяния апостолов, 18, 1). Акила очень доброжелательно принял Павла в своем доме. Он же вместе с Прискиллой сопровождал апостола в его путешествии из Коринфа в Эфес и далее в Сирию. Благочестивые супруги Акила и Прискила неоднократно оказывали апостолу Павлу важные услуги. Кроме того, между ними и проповедником веры Христовой завязалась теплая дружба. Дом супругов и в Риме, и в Эфесе, и в Коринфе был домашней церковью, в которой верующие собирались для богослужений. О дальнейшей судьбе Акилы известно мало, но в греческой минологии говорится о том, что он был обезглавлен.

Страница 8