Православная Церковь и экуменизм - стр. 17
Поэтому богомудрый апостол советует и повелевает христианам: Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь, ибо хорошо благодатью укреплять сердца (Евр. 13, 9). Чаще невольно, нежели преднамеренно люди обманывают себя различными науками. А тем самым они обманывают себя грехом, который через навык стал их мыслящей силой и настолько вошел в естество человека, что люди не могут ощущать и увидеть, как грех их водит и руководит ими в умствованиях и науках и как через грех ими руководит творец греха – диавол, ибо он бесчисленными искусными и очень тонкими способами вводит свои обольщения и обманы в человеческие науки, которые удаляют людей от истинного Бога. Более того, он в эти человеческие науки путем логики греха вносит полностью все свое лукавство и хитрость и тем самым умело соблазняет и обманывает людей, а они, находясь в самообмане, отрицают Бога, не хотят Бога, или не видят Бога, или отворачиваются и ограждаются от Бога. Грех есть прежде всего психическая, разумная, интеллектуальная сила, подобно тончайшей жидкости разлитая по сознанию и совести человека, по уму, по душе, по разуму, и она действует через сознание и совесть как составная сила сознания и совести, поэтому люди все соблазны и обманы своего сознания и совести полностью принимают за свои, человеческие, естественные, но не могут ощутить и усмотреть, находясь в состоянии самообмана и закоснелости, что это диавольская хитрость, диавольское лукавство, которым диавол повергает человеческий ум, сознание и совесть во всякую смерть, во всякую тьму, из которой они не могут видеть Бога и Божие, поэтому Его часто и отрицают, и хулят, и отвергают. По плодам этих наук можно ясно заключить, что они воистину учения бесовские (ср.: 1 Тим. 4, 1).
Этой «разумной жидкостью» демонского лукавства проникнуты, вольно или невольно, и все философии «по человеку», по преданию человеческому (Кол. 2, 8), поэтому они не знают Божественной истины о мире и человеке, о добре и зле, о Боге и диаволе, а обольщают себя тонкими демонскими неправдами, тогда как в философии по Христу – по Богочеловеку – заключена вся истина неба и земли без остатка (см.: Кол. 2, 9). Философии «по человеку» ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16, 18). Нет сомнения, что все человеческие философии можно, в конце концов, разделить следующим образом: на философии «по человеку» и философию «по Богочеловеку». В первых главный познавательный и творческий фактор есть диавол, а во второй – Богочеловек Иисус Христос. Основной принцип философии по Богочеловеку: Богочеловек есть мера всех существ и вещей. Основной же принцип «гуманистической» философии по человеку: человек есть мера всех существ и вещей.