Размер шрифта
-
+

Православная Церковь Чешских земель и Словакии и Русская Церковь в XX веке (история взаимоотношений) - стр. 28

Таким образом, сведения, проникшие в европейскую печать, были не совсем точны. Тем не менее, они вызвали беспокойство у Сербской Патриархии.

21 февраля Сербский Синод рассмотрел вопрос о притязаниях архиеп. Серафима подчинить себе всех православных на территории Германии и Чехии. В этой связи Патриарх Гавриил (Дожич) обратился к председателю Архиерейского Синода РПЦЗ митрополиту Анастасию с просьбой оказать влияние на архиепископа Серафима, чтобы тот не вмешивался в церковные дела в Чехии и в других местах, куда распространяется каноническая юрисдикция Сербской Церкви. В ответ Первоиерарх РПЦЗ заявил, что Владыка Серафим делает это вынужденно, в качестве посредника между немецкими властями и православными в Рейхе, так как находится на соответствующем месте в Берлине.[79]

14 июня 1940 г. Синод Сербской Церкви принял постановление, в котором указал, что «не может принять ни в каком виде вмешательство Серафима в дела других церковных областей и никогда не признает его акции по смене юрисдикции в Чехии, Моравии и Подкарпатской Руси».[80]

На своем внеочередном заседании 4 ноября 1940 г. Синод вновь рассмотрел положение православных приходов на территории III рейха и строго осудил деятельность Владыки Серафима. Сербская Церковь не признала изменений, которые произошли в результате этой деятельности в Польше, и выразила опасения относительно ситуации в Чехословакии. В частности, от епископа Горазда стало известно о том, что архиепископ Серафим «склонял» его заключить с ним соглашение подобное соглашению с епископом Сергием от 3 ноября 1939 г. Священный Синод также считал, что существуют опасные для него планы создания Совета епископов Православной Церкви в Германии во главе с архиепископом Серафимом, с которым Синод не хотел иметь ничего общего.[81]

Обсуждение деятельности архиепископа состоялось и на Архиерейском Соборе в Белграде 25 ноября 1940 г. Правда, германские власти не позволили епископу Горазду выехать в Югославию для участия в работе Собора. Тем ни менее, Собор заслушал сообщение Синода о положении Православной Церкви в III рейхе, Подкарпатской Руси и Генерал-губернаторстве, причем было отмечено, что архиепископ Серафим «покушался» и на епископа Горазда, но без успеха. Сербская Церковь высказалась против «насилия» со стороны Владыки Серафима, который якобы «помогает гитлеровской Германии».[82]

Сложившаяся ситуация заставила Сербский Синод 5 февраля 1941 г. направить митрополиту Анастасию еще одно письмо, в котором сообщалось, что архиепископ Серафим «оказывает давление на Чешскую православную церковь, и лично на Е. Пр. епископа Чешского и Моравско-Силезского Г. Горазда, от которых требует соединения с Немецкой Православной Церковью и выхода из юрисдикции Сербской Православной Церкви». Синод просил митрополита Анастасия повлиять на архиепископа Серафима, чтобы он и подчиненные ему церковные органы оказывали должное почтение епископу Горазду и не нарушали церковный мир.

Страница 28