Размер шрифта
-
+

Православие и свобода

1

Лосский В. По образу и подобию. М., 1995. С. 113.

2

Архимандрит Иустин (Попович). О первородном грехе. Пермь, 1999. С. 35.

3

Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты // Слова на Богородичные праздники / Перевод и комментарии священника Максима Козлова, Д. Афиногенова. М., 1997. С. 117.

4

Достоевский Ф. ПСС: В 30 т. Л., 1975. Т. 14. С. 286.

5

Там же. С. 26.

6

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. С. 15–16.

7

Там же.

8

Там же.

9

Достоевский Ф. ПСС. Т. 5. С. 174.

10

Там же. С. 113.

11

Именно такой перевод дан у блаженного Августина. (Блаженный Августин. Исповедь. М., 1992. С. 78.) В синодальном переводе: воды краденые сладки, и утаённый хлеб приятен (Притч. 9, 17).

12

Вышеславцев Б. Этика преображённого Эроса. М., 1994. С. 214.

13

Достоевский Ф. ПСС. Т. 10. С. 311.

14

См.: Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. СПб., 1883. Т. 2. С. 27.

15

Святитель Иоанн Златоуст. Творения: В 12 т. СПб., 1898. Т. 4, кн. 2. С. 758, 759.

16

Там же.

17

Там же. Т. 4, кн. 1. С. 135.

18

Там же. Т. 4, кн. 2. С. 759–760.

19

Преподобный Макарий Великий. Наставления о христианской жизни // Добротолюбие. Paris, 1988. Т. 1. С. 156, 157.

20

Преподобный Максим Исповедник. Творения: В 2 кн. М., 1993. Кн. 2. С. 110.

21

Там же. С. 218.

22

Там же.

23

Там же. С. 219.

24

τρόπος ὑπάρξεως («тропос существования») сущности

25

См. там же. Кн. 1. С. 298.

26

Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. 2-е изд. М., 1892. Т. 1. С. 22.

27

Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4, кн. 2. С. 766, 767.

28

Крайности именно такого понимания первородного греха унаследовала от блаженного Августина западная римско-католическая Церковь. По её учению, первородный грех отразился не столько на самой природе человека, сколько на отношениях Бога с человеком (см.: Огицкий Д., священник Максим Козлов. Православие и западное христианство. М., 1999. С. 82).

29

Блаженный Августин. Исповедь. С. 41.

30

«И гордость ведь прикидывается высотой души, хотя Ты один возвышаешься над всеми, Господи. <…> И жестокая власть хочет внушить страх − но кого следует бояться, кроме одного Бога? <…> И нежность влюблённого ищет ответной любви − но нет ничего нежнее Твоего милосердия, и нет любви спасительнее, чем любовь к правде Твоей… И любознательность… усердно ищет знания, но Ты один обладаешь полнотой его. Даже невежество и глупость прикрываются именами простоты и невинности − но ведь ничего нельзя найти проще Тебя. <…> Лень представляется желанием покоя − но только у Господа верный покой. Роскошь хочет называться удовлетворённостью и достатком. Ты − полнота и неиссякающее изобилие сладости, не знающей ущерба. Расточительность принимает вид щедрости − но ведь все блага в избытке раздаёшь Ты. Скупость хочет владеть многим, Ты владеешь всем. Зависть ведёт тяжбу за превосходство − что превосходит Тебя? <…> Люди убиваются в печали, потеряв то, чем наслаждалась их жадность, которая не хочет ничего терять, − но только от Тебя нельзя ничего отнять» (Блаженный Августин. Исповедь. М., 1992. С. 61–62).

31

Преподобный Макарий Великий. Наставления о христианской жизни. С. 159.

32

Блаженный Августин. Исповедь. С. 435.

33

Святитель Григорий Богослов. Творения: В 2 т. СПб., Б. г. С. 435.

34

Блаженный Августин. Исповедь. С. 219.

35

Цит. по: Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 2. С. 218.

36

Там же. Кн. 1. С. 297.

37

См. там же. С. 147, 149, 298.

38

Там же. Кн. 2. С. 110.

39

Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб., 1894. С. 154 /226/.

40

Овидий. Метаморфозы. М., 1977. С. 170.

41

Преподобный Антоний Великий. Наставления о доброй нравственности и святой жизни // Добротолюбие. Paris, 1988. Т. 1. С. 72.

42

Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. С. 149.

43

Блаженный Августин. Исповедь. С. 470–471.

44

Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя! – читаем мы в вечерних молитвах.

45

Студный. − постыдный, бесчестный, позорный, срамной.

46

Блаженный Августин. Исповедь. С. 475.

47

Преподобный Антоний Великий. Наставления о доброй нравственности и святой жизни. С. 72–73.

48

Цит. по: Юнг К. Психологические типы. М. – СПб., 1995. С. 90. Ср.: Святитель Афанасий Великий. Творения // Житие отца нашего Антония. Т. 3. С. 212.

49

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. 2-е изд. М., 1892. С. 583.

50

См.: Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. С. 112.

51

«…Должно разумом, вместо неведения, через ведение устремляться… к наиединственнейшему Богу; желанием, чистым от страсти себялюбия, возбуждаться в любовном томлении к одному только Богу; яростным же началом, отделённым от тирании, бороться за единого Бога». (Преподобный Максим Исповедник. Творения: В 2 кн. М., 1994. Кн. 1. С. 148.)

52

«Она (любовь. − О. Н.) убеждает волю двигаться соответственно естеству и не бунтовать против логоса природы». (Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. С. 147.)

53

«…Совершенным делом любви и пределом деятельности её является приуготовление к тому… чтобы сделать Бога человеком, а человека проявить как бога…» (Там же. С. 150.)

54

См.: Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1994. С. 114.

55

Там же. С. 186.

56

«Чрез крещение… умрёши со Христом, вы умерли для всей прежней жизни, так чтобы больше уже не служить стихиям, которым были подчинены прежде». (Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на послания св. апостола Павла. М., Б. г. С. 426.)

57

См.: Епископ Игнатий Брянчанинов. Сочинения. СПб., 1865. Т. 2. С. 669.

58

Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С. 128.

59

Платон. Избранные диалоги. М., 1965. С. 301.

60

«Мышление − это абсолютный судья, перед которым содержание должно себя оправдать и удостоверить». (Гегель Г. В. Ф. Философия религии. М., 1977. Т. 2. С. 331.) «Внутренний мир может родиться из разума, и тот мир, который из разума рождается, есть величайший, какой только возможен». (цит. по: Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. М., 1992. С. 143. Ср.: Спиноза. Этика. Теоремы 52 // Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998. Ч. 4. С. 535.)

61

С другой стороны, в античности, а потом и в эпоху Возрождения, существовала и противоположная тенденция глубинного материализма, опиравшегося на культ телесности: чувственной красоты. «Бог создал мир, но как же этот мир прекрасен, как же много красоты… в человеческом теле, в живом выражении человеческого лица!.. Как красиво энергичное мужское тело и как изящны мягкие очертания женской фигуры! Ведь это тоже есть создание Божие». (Лосев А. Эстетика Возрождения. М., 1988. С. 53.)

62

См.: Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. М., 1938. Т. 10. С. 85.

63

См.: Гегель Г.В.Ф. Философия религии. М., 1977. Т. 2. С. 106–107.

64

См.: Шестов Л. Сочинения: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 419.

65

Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т. 2. С. 108.

66

Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1990. Т. 1. С. 458.

67

Спиноза. Этика // Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998. С. 548.

68

Цит. по: Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. М., 1992. С. 196, 284–285.

69

Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т. 1. С. 379.

70

Там же.

71

Там же. С. 378.

72

Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т. 2. С. 316–317.

73

Там же. Т. 1. С. 377.

74

Бубер М. Два образа веры. С. 132.

75

Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. С. 148.

76

Преподобный Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы // Добротолюбие. Paris, 1988. Т. 3. С. 258.

77

Цит. по: Лосский Н. Избранное. М., 1991. С. 489.

78

Лейбниц Г.-В. О предопределённости // Сочинения: В 4 т. М., 1988. Т. 1. С. 237.

79

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 470.

80

Там же.

81

Кант И. Основы метафизики нравственности // Сочинения: В 6 т. М., 1963. Т. 4(1). С. 236.

82

Адорно Т.-В. Проблемы философии морали. М., 2000. С. 152.

83

Кант И. Основы метафизики нравственности. С. 260.

84

Кант И. Критика чистого разума. С. 472–473.

85

Шопенгауэр А. О свободе воли // Две основные проблемы этики. Минск, 1999. С. 97.

86

Там же. С. 105.

87

Там же. С. 45–49, 99.

88

Там же. С. 50.

89

Данте А. Божественная комедия. М., 1982. С. 369. (Букв.: «Поставленный между двумя блюдами, одинаково отдалёнными и одинаково влекущими, человек скорее умрёт, чем, обладая абсолютной свободой, возьмёт в рот одно из них».)

90

См.: Лосский Н. Избранное. С. 488–489, 513–520.

91

Достоевский Ф. ПСС. Т. 10. С. 93.

92

См.: Фрейд З. «Я» и «Оно» // Труды разных лет. Тбилиси, 1991. Кн. 1. С. 351–392.

93

Достоевский Ф. ПСС. Т. 5. С. 110, 119.

94

Там же. С. 119.

95

Спиноза. Этика. С. 356.

96

Цит. по: Шопенгауэр А. О свободе воли. С. 97.

97

Там же. С. 98.

98

Достоевский Ф. ПСС. Т. 5. С. 117, 119.

99

Там же. С. 174.

100

Там же. Т. 10. С. 30.

101

См.: Франк С. Реальность и человек. М., 1997. С. 378.

102

Самовластие. − Авт.

103

Лосский Н. Господство и Царство // Богословские труды. М., 1972. № 8. С. 206.

104

См.: Хоружий С. Аналитический словарь исихастской антропологии // Синергия. М., 1995. С. 53.

105

Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные отцы V–VIII веков. Париж, 1933. С. 149.

106

Хоружий С. Аналитический словарь исихастской антропологии. С. 53.

107

См.: Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные отцы V–VIII веков. С. 225.

108

См. там же. С. 225–226.

109

См. там же. С. 226–227.

110

Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Репр. М., 1993. С. 76.

111

См.: Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные отцы V–VIII веков. С. 226.

112

Преподобный Авва Дорофей. Подвижнические наставления // Добротолюбие. Т. 2. С. 625.

113

См.: Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Собрание сочинений. М., 1992. Т. 1. C. 111–146.

114

Франк С. Реальность и человек. М., 1997. С. 372–373.

115

См.: Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. С. 147–150.

116

Там же. С. 150.

117

Там же. Кн. 2. С. 218, 110.

118

Lavelle L. Les puissances du moi. Paris, 1967. P. 156.

119

См.: Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 99.

120

Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные отцы V–VIII веков. С. 244.

121

Лосский В. Догматическое богословие. М., 1991. С. 277.

122

Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные отцы V–VIII веков. С. 244.

123

Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 2. С. 218.

124

Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные отцы V–VIII веков. С. 244.

125

Лосский В. Догматическое богословие. С. 277.

126

Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 2. С. 110.

127

Евдокимов П. Женщина и спасение мира. Минск, 1999. С. 49.

128

Цит. по: Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные отцы V–VIII веков. С. 151.

129

См.: Брилл А. Лекции по психоаналитической психиатрии. Екатеринбург, 1998. С. 133.

130

См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 213.

131

Там же. С. 107.

132

Юнг К. Обзор теории комплексов // Избранное. Минск, 1998. С. 149.

133

Брилл А. Лекции по психоаналитической психиатрии. С. 108.

134

Юнг К. Обзор теории комплексов. С. 181.

135

Там же.

136

См.: Игумен Евмений. Пастырская помощь душевнобольным. Иваново, 1999.

137

См.: Евдокимов П. Женщина и спасение мира. С. 80.

138

См. там же.

139

См. там же. С. 81.

140

См.: Вышеславцев Б. Религиозно-аскетическое значение невроза // Путь: Орган русской религиозной мысли. М., 1992. № 2. С. 640.

141

Там же.

142

Фрейд З. О сновидении // Психология бессознательного. М., 1989. С. 310–346.

143

Вышеславцев Б. Этика преображённого Эроса. С. 193.

144

Вебер М. Протестантская этика. М., 1973. Ч. 2. С. 11.

145

Эразм Роттердамский. Философские произведения // О рабстве воли. М., 1986. С. 332–336.

146

Цит. по: Книга Согласия. Duncanville, 1995. С. 657.

147

Блаженный Августин. О Граде Божием. М., 1994. Т. 4. С. 319.

148

Цит. по: Книга Согласия. С. 659.

149

Мюллер Т.-Д. Христианская догматика. Duncanville, 1998. С. 280.

150

Там же.

151

Бакунин М. Философия. Социология. Политика. М., 1989. С. 44.

152

Сартр Ж.-П. Сумерки богов // Экзистенциализм – это гуманизм. М., 1990. С. 327.

153

Там же.

154

Там же. С. 323.

155

Там же. С. 327.

156

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 398.

157

Хоружий С. О старом и новом. СПб., 2000. С. 453. Однако, несмотря на внешнее сходство, здесь имеется и фундаментальное различие: «природная воля», которая, по преподобному Максиму Исповеднику, хотя и является сущностным выражением природы человека, вследствие грехопадения подверглась искажению (см.: Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. С. 148, 297) и не может быть восстановлена собственными силами твари − даже в акте хайдеггеровского «подлинного бытия-к-смерти».

158

Цит. по: Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. С. 272.

159

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 309, 331.

160

См.: Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. С. 24–25.

161

Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т. 2. С. 214.

162

Цит. по: Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. С. 14. (Ср. также: «Я знаю, что без меня Бог не может прожить ни мгновения / Превратись я в ничто, / Он неизбежно вынужден будет испустить дух». Ангелиус Силезиус. Херувим-странник. − Там же. С. 253.)

163

Кьеркегор С. Страх и трепет. С. 38.

164

Достоевский Ф. ПСС. Т. 5. С. 105–106.

165

Кьеркегор С. Страх и трепет. С. 67.

166

Цит. по: Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. С. 179.

167

См.: Кьеркегор С. Страх и трепет. С. 22–28.

168

Достоевский Ф. ПСС. Т. 5. С. 105.

169

Кьеркегор С. Страх и трепет. С. 243.

170

Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. С. 201.

171

Достоевский Ф. ПСС. Т. 24. С. 49.

172

Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 366.

173

Там же. С. 367.

174

Достоевский Ф. ПСС. Т. 23. С. 147–148.

175

Там же. Т. 10. С. 469.

176

Там же. С. 180.

177

Там же. С. 170.

178

Там же. Т. 14. С. 64–65.

179

Цит. по: Юнг К. Психологические типы. С. 301.

180

Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные отцы V–VIII веков. С. 142.

181

Цит. по: Вышеславцев Б. Этика преображённого Эроса. С. 304.

182

Там же.

183

Достоевский Ф. ПСС. Т. 10. С. 470.

184

Там же. С. 94.

Страница notes