Правильный ремонт от пола до потолка: Справочник - стр. 10
Решающим для развития готики явилось открытие нового способа распределения нагрузки – предположение о том, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определенных точках, а значит другим элементам конструкции не обязательно быть несущими. Основной принцип готической конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры (выступающие ребра, на которых держалась кладка потолка) на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами (наружная каменная упорная арка) и контрфорсами (мощный столб, способствующий устойчивости стены). Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры – идею устремленности ввысь.
Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль. Пинакли – это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение, хотя они могли быть и просто декоративными элементами.
Почти всегда сооружались два яруса аркбутанов. Второй, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.
Это нововведение позволило значительно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон, а стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
Скульптура поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Примерно в 1400 году Клаус Слутер создал ряд значительных скульптурных работ для Филиппа Бургундского – это Мадонна фасада церкви погребения Филиппа около Дижона и фигуры фонтана Мозе (1395–1404). В Германии хорошо известны работы Тильмана Рименшнайдера, Вайта Штоса и Адама Крафта.
Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее – наряду с религиозными появились бытовые темы. Кроме того, в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.