Размер шрифта
-
+

Правда о Боге, мире и человеке - стр. 20



В человеке христианине живут совместно и борются два человека – ветхий Адамов и новый – Христов, или, лучше, – два направления ума, сердца и воли: земное, греховное, страстное, смертное и другое – небесное, святое, мирное и животворное; разумное и мудрое и – безумное или глупое, целесообразное и чуждое всякой благой цели; сообразное с волею Творца и Его благими, премудрыми намерениями и – совершенно противное им, а угодное только злым и лукавым, гибельным намерениям диавола.



Так, человек охотно служит другому человеку из-за денег или хорошей платы, хотя бы и духовный, и неохотно, с ропотом и досадой – из-за платы малой; охотно идет к здоровому и благовидному и неохотно, иногда с отвращением, идет к больному и безобразному, или калеке, уродливому, хотя следовало бы идти к нему охотно, с сострадательною любовью; или охотно приветствует доброго, приветливого знакомого – и отворачивается от неприветливого, незнакомого; или целует друга только, а врага презирает, засматривается на красивых и отворачивается от неблагообразных; и вообще сказать: человек постоянно противоречит сам себе, своему уму, своей совести, Самому Богу, делая или думая противное, желая противного Богу и своему новому человеку. – Вот чем болеет человек нравственно, и вот в чем должен состоять его нравственный труд – в исправлении себя, в достижении чистого добра, простоты, благости, правды, нелицеприятия, чистоты сердца и доброй, непреклонной ко злу воли.



Пристрастие к мирским благам: к злату, серебру, драгоценным камням, к цветным материям, к красивым лицам – есть прелюбодеяние души, и она, если хочет быть достойной Бога, должна презреть все это и считать за сор, попираемый ногами; ибо душа, таким образом прелюбодействующая, перестает любить Бога, охладевает к Нему, небрежет о Нем (нерадеть начнет), отпадает от Него.



Умертвите убо уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение (Кол. 3, 5). Откуда все зло исходит? От сердца; потому надо сердце очищать всякую минуту.



Отчего у тебя погас священный огонь молитвы в сердце? Отчего твое сердце холодно, как камень? Оттого, что ты перестал молиться и молитвою перестал поддерживать этот благодатный, жизненный огонь, просвещающий, согревающий и оживляющий душу и тело. Когда ты еще продолжал искренне молиться и понуждал себя к этому святому делу, – у тебя горел твой светильник, твой елей духовный, и у тебя на душе было тепло, весело, мирно, просторно, – а переставши молиться, ты стал холоден, безжизнен, неудовлетворен и пуст.

Страница 20