Правда и вымысел в жизни ДЖУНЫ - стр. 4
Урмию населяли урмийцы («урмиджкнаи»), выходцы из Иранской Урмии, говорящие на урмийском диалекте ассирийского языка.
«Переселенческую» часть населяли выходцы из горной Турции – так называемые шапитнаи».
Этот термин существовал издавна ещё в Иранской Урмии: ближайший к Урмии и урмийским селам Ирана село Шапитан, находившееся в Турции и говорившее на отличном от урмийского диалекта.
Поэтому всех ассирийцев, приходивших в Урмийскую область из Турции и спускавшихся на Урмийскую равнину через Шапитан, называли “шапитнаи» .
На самом деле, это были горские ассирийцы из разных местностей – альбакнаи, гяварнаи, дизнаи, нудизнаи, ливунаи, джилваи, барварнаи, базнаи, тьяраи, тхумнаи, талнаи и т.д. В нашей («кубанской») Урмии быпи/есть альбакнаи (Левкоева Мария, Осипов Юханна и др.), гяварнаи (Иванов Мирзинды, Сливоев Сандо и др.), дизнаи (семья Хаптова Лазаря), нудизнаи (Мажут Исраил, семья Бархо), ливунаи (Марагулов Гиваргиз, Емов Иосиф, Садо Борис), талнаи (семья Барута, высланная в Сибирь из Урмии в 1949 г. – от них в Урмии остались вышедшие здесь замуж Мирьям Алексанова, Шмуни Ушакова).
По-настоящему шапитнаи были лишь Алексановы – Андриус и Саргис, Иванов Константин, Хошабова Асли.
Шапитнаи говорят на горских наречиях, сильно отличающихся между собой в зависимости от местности происхождения, и в то же время сильно отличающихся от урмийского наречия» ….
В послевоенные годы колхоз им. Микояна, а впоследствии НовоАлексеевский колхоз им. Жданова, куда в 1955 году влились «микояновцы », развивался благодаря активному труду нового поколения урмийцев.
Еще в 1947 году два выдающихся урмийских лидера – Председатель колхоза Я. А.Якубов и Председатель Совета В. В.Иванов, добились в Краснодаре того, что бывшая начальная школа была преобразована в семилетнюю.
В дальнейшем она стала восьмилетней, десятилетней, а сейчас это одиннадцатилетняя школа.
Ассирийцы – прирожденные огородники. Особого успеха урмийцы добились в возделывании т.н. сладкого («болгарского») перца. Перец вывозили в другие области и края страны, причем наши продавцы перца, будучи заинтересованы в его сбыте, обучали «аборигенов» искусству консервирования перца вместе с душистыми травами и другими специями.
Перцеводство существенно способствовало повышению уровня жизни урмийцев, хотя и вызывало недовольство колхозного и районного начальства из-за того, что урмийцы иногда ради перца отвлекались от работы в колхозном хозяйстве.
Скорее всего, однако, начальство было недовольно тем что, урмийцы имели независимый от колхоза источник существования.