Практики трансформации души и тела - стр. 28
Каждая из трех гун необходима, но на своем месте. Если гуны спутаны, то возникает дисгармония, что проявляется заболеваниями или затемнением сознания. Стоит лишь восстановить порядок, и та сила, которая разрушала, превращается в доброго друга.
Три гуны дают рождение пяти элементам, или стихиям. Из саттвы, состоящей из ясности, возникает эфир (пространство). Из раджаса, состоящего из активности, возникает огонь. Из тамаса, состоящего из инертности, возникает земля. Между раджасом и тамасом возникает «прослойка», сочетающая в себе подвижность и инертность, – вода. А между саттвой и раджасом возникает тонкий, но подвижный элемент – воздух.
Великие универсальные элементы, или сущности, – ма– хабхуты – символизируют пять уровней плотности любой субстанции во Вселенной: материи, энергии и сознания. Например, для материи они следующие: твердое (элемент земли), жидкое (элемент воды), газообразное (элемент воздуха), лучистое (элемент огня) и эфирное (элемент пространства). Так как все создано творящей Божественной энергией Шакти и состоит из нее, то сущее является различными ее формами.
В учении Пифагора особое место отводилось духам природы. По легенде, Пифагор посредством духов мог предсказывать будущие события, изменять траекторию полета птиц и усмирять диких животных.
Пифагор говорил, что огонь (природа Света) является важнейшим из всех элементов и представляет собой центр всех объектов точно так же, как и середина.
Вселенной представляет собой пылающую сферу небесного сияния. Этот центральный шар он назвал Шаром Единства, Великой Монадой, или Алтарем Весты.
Природа – единая система, с полярными и взаимодополняющими аспектами, вечно находящаяся в движении бесконечных превращений. Когда элементы находятся в гармонии, жизнь регламентирована и процветает. Как только баланс Сил нарушается, происходят катастрофы и катаклизмы.
Каждой стихией распоряжается свой дух-управитель – божество. В западной традиции они носят название элемен– тали. Само управление стихиями осуществляется на духовном уровне. Сотворение мира происходило и происходит на духовном уровне, затем обретает энергетическую форму и лишь после этого – материальную. Гармоничное взаимодействие между элементами создает вектор сложения Сил и строит миры.
Обращаясь к Новому Завету, в одном из мест читаем, что Иисус накормил пять тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами, т. е. посредством пяти стихий и двух Духов-управи-телей.
Западная и восточная традиции соотносят проявления стихий со сторонами света, временами года, временем суток, возрастом, чертами характера, психотипами людей и т. д. В магии тольтеков это разделение происходит по ветрам, где каждый ветер – южный, западный, северный и восточный – наделяется своими качествами. Применительно к человеку стихии могут пониматься как уровни его жизнедеятельности: