Размер шрифта
-
+

Практика радости. Как управлять гневом - стр. 1

ANGER

Thich Nhat Hanh


© ANGER All rights reserved including the right of reproduction in whole or in part in any form.

This edition published by arrangement with Riverhead Books, an imprint of Penguin Publishing

Group, a division of Penguin Random House LLC.


Издание для досуга


© Автономова А.В., перевод на русский язык, 2018

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019

* * *

Предисловие

Практика счастья

Быть счастливым для меня означает меньше страдать. Не будь мы способны преобразовывать всю ту боль, которая находится внутри нас, счастье было бы невозможным.

Многие люди ищут счастье вовне, но истинное счастье исходит изнутри. Наша культура учит нас, что счастье приносят деньги, власть и положение в обществе. Но если вы внимательно присмотритесь, то увидите: многие богатые и знаменитые люди несчастливы. Многие из них кончают жизнь самоубийством.

Будда, а также монахи и монахини его времен не имели никакого имущества, кроме трех ряс и одной миски. Но они были очень счастливы, потому что при этом у них было нечто чрезвычайно ценное – свобода.

Согласно учению Будды, свобода – первое необходимое условие счастья. Под этим словом мы понимаем не политическую свободу, а свободу от таких состояний ума, как гнев, отчаяние, зависть и заблуждения. Эти состояния ума Будда называет ядовитыми. Пока их яд остается в наших сердцах, счастье невозможно.

Чтобы освободиться от гнева, нужно практиковаться – и не важно, христиане ли мы, мусульмане, буддисты, индуисты или иудаисты. Мы не можем просить, чтобы Будда, Иисус, Бог или Мухаммед за нас освободили наши сердца от гнева. Есть совершенно четкие инструкции, позволяющие преобразовать свои вожделение, гнев и невежество. Если мы будем следовать этим инструкциям и научимся принимать свои страдания, то сможем помочь в этом и другим людям.

Измените ситуацию к лучшему

Предположим, в одной семье отец и сын сердятся друг на друга. Они больше не могут нормально общаться. Отец сильно страдает, страдает и сын. Они не хотят злиться друг на друга вечно, но не знают, как преодолеть свой гнев.

Хорошее учение – это такое учение, с помощью которого вы можете легко преобразовать свои страдания. Когда вы сердиты, вам так больно, будто вас обжигает адское пламя. Когда вы чувствуете, что вас захлестывает отчаяние или зависть, вы в аду. Вам нужно пойти к другу, который практикует осознанность, и спросить, что вам делать, чтобы преобразовать свой гнев, свое отчаяние.

Сострадательное слушание облегчает страдания

Если речь человека полна гнева, это означает, что он или она глубоко страдает. Страдания наполняют человека горечью, и он всегда готов жаловаться и обвинять других в своих проблемах. Слушать такого человека крайне неприятно, и вы пытаетесь его избегать.

Чтобы понять и преобразовать гнев, мы должны научиться практике сострадательного слушания и практике любящей речи. Есть бодхисаттва – это означает «великий» или же «пробудившийся» человек, – которая обладает способностью слушать людей очень внимательно и с большим состраданием. Ее зовут Гуаньинь (великая сострадающая), или Авалокитешвара. Мы все должны научиться слушать людей так же внимательно, как эта бодхисаттва. Тогда мы сможем предложить очень конкретные советы всем, кто приходит к нам за помощью, чтобы помириться с близкими.

Слушая с состраданием, мы можем помочь другому человеку, облегчить его боль. Однако, даже обладая наилучшими намерениями, мы не способны слушать достаточно внимательно, если не практиковались в искусстве сострадательного слушания. Если вы способны сесть и молча, с состраданием слушать пришедшего к вам человека в течение часа, вы сможете сильно облегчить его страдания. Слушайте лишь с одной целью: позволить говорящему выразить себя и облегчить страдания. Сохраняйте сострадание все время, пока слушаете.

Вы также должны слушать очень сосредоточенно. Сконцентрируйтесь на практике слушания со всем возможным вниманием, отдайтесь ей целиком: глазами, ушами, телом и умом. Если вы только делаете вид, что слушаете, и не отдаете себя практике на все сто процентов, другой человек это поймет, и ему не станет легче. Если вы знакомы с практикой внимательного дыхания и можете оставаться сосредоточенными на своем желании помочь страдающему человеку, то всегда сумеете поддерживать в себе сострадание во время слушания.

Страница 1